Высоцкий: социализм и капитализм. Вариации на цыганские темы

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Высоцкий: социализм и капитализм.
Вариации на цыганские темы

Так почему ж не орет изо всех окон, как когда-то, неистовый голос Высоцкого?

К ГОДОВЩИНЕ РОЖДЕНИЯ ВЫСОЦКОГО

Героическая личность был Владимир Высоцкий. Ходячая легенда. А все ж и на него иногда находило уныние. Вспомните его "Вариации на цыганские темы".

Сон мне: желтые огни -

И хриплю во сне я...

Страна и строй тонули в вещизме. На что было надеяться? На что-то - хотелось.

"Повремени, повремени -

Утро мудренее".

Но против истории не пройдешь...

Но и утром все не так,

Нет того веселия.

Нет энтузиазма 30-х годов, нет тех песен: Блантера, Покрасса, Дунаевского, Богословского - не перечесть всех. Нет опьянения, мол, вот-вот - и наступит рукотворный рай на земле. Наступило время отрезвления.

Или куришь натощак,

Или пьешь с похмелья.

И если трезветь не хотелось, то что оставалось: пьяный угар и цыганщина?

Эх, раз, да еще раз.

Или пьешь с похмелья.

Но это не достойно Человека. А что достойно - из достижимого?

В кабаках зеленый штоф,

Белые салфетки -

Рай для нищих и жидов.

Мне ж - как птица в клетке.

Высоцкий не мог принять ни "рай нищих",- уравниловку на низком уровне, лжесоциализм брежневского типа, именовавшийся "реальным социализмом",- ни как трава сквозь асфальт этого социализма пробивающийся дикий капитализм, "рай жидов", теневиков, уже тогда начавших свое массовое существование.

Не мог он, борец, и рабски смириться с обстоятельствами.

В церкви смрад и полумрак,

Дьяки курят ладан.

Нет, и в церкви все не так,

Все не так, как надо.

Куда ж? - В вечное искусство?

Я на гору впопыхах,

Чтоб чего не вышло.

Но Парнас для вечных освоили низкопородные особи.

А на горе стоит ольха,

А под горою вишня.

Так хоть бы в общественном мнении на них стояло клеймо, мол, ползучие приспособленцы...

Хоть бы склон увит плющом,

Мне б и то отрада.

Хоть бы что-нибудь еще...

Все не так, как надо.

Фальшь вездесуща. Надо открывать неведомый мир, собственное порто-франко - магнитофонлэнд.

Я - по полю, вдоль реки -

Света тьма, нет бога.

А в чистом поле васильки,

Дальняя дорога.

Однако, почин подхватили сорняки ВИА...

Вдоль дороги лес густой

С бабами ягами.

Да и прорвавшись - не долго проскачешь на воле при тоталитаризме.

А в конце дороги той

Плаха с топорами.

Где-то кони пляшут в такт

Нехотя и плавно.

Так жить нельзя.

Вдоль дороги все не так,

А в конце - подавно.

И вот случилась пусть не бархатная, как в Чехословакии, но все ж без гражданской войны - революция (ну, пусть контрреволюция). Так что: разве не звучит злободневно и вся песня, и, особенно, ее последний куплет?

И не церковь, и не кабак -

Ничего не свято.

Нет, нет, ребята, все не так!

Все не так, ребята!

Недавно Пияшева и Шмелев, первые 10 лет назад звавшие в рыночную экономику, признали, что они разочарованы. Сделано, мол, на 70-85% не так, как надо. Так почему ж не орет изо всех окон, как когда-то, неистовый голос Высоцкого? Потому что у истории свои законы. Перескакивать через ступень нельзя. Мы поняли и третий раз лезть на рожон не хотим. Прав оказался не Шмелев, а Гавриил Попов: нас ожидал капитализм не шведский (по сути социализм), а бангладешский. Еще не испита вся чаша страданий. А потом - мы вспомним о Высоцком.

Семен Воложин

Оправдываюсь

Допущена ошибка. Должно быть не “жидов”, а “шутов”.

В книге “Критика критики” (она здесь http://art-otkrytie.narod.ru/lermontov.htm), в части ““Разговор” со своей совестью” я каялся и оправдывался. Но недавно на форуме одного из сайтов о Высоцком меня так изругали, что я решил если и не исправить ошибку (в газете-то, напечатавшей статью, я ж не могу ничего исправить), то хотя бы указать на нее, сослаться на первое покаяние и добавть оправдание на выпады участников форума. Тем более, что весь материал того форума через несколько дней стал недоступен, а ответ на один выпад стоит того, чтоб он был зафиксирован. Вот он.

Неблагодарное, конечно, дело быть категоричным. И совершенно правы обвиняющие в упрощенстве. Но, но и но.

Иначе можно ж и вообще скатиться на пустой треп.

Я первый раз задерживаюсь в форуме больше чем на двое суток. (Я вообще новичок в Интернете.) По форумам я не шастаю – нет времени. Но сколько заглядывал, показалось, что есть тяга к поверхностности. Что мне скучно. Из двух меня за то выжили мигом. Почуяли, что я чужак. Вы – третьи.

Так если серьезно, то предлагаю. Надо быть ну до предела конкретными.

Сколько жизнь меня ни била, я почему-то думаю, что конкретность всем по плечу.

Вот меня конкретно и справедливо тут упрекнули насчет жида как делячества: нет в песне жида, так нет и негативно оцененного автором делячества.

А цыганщина есть? – Есть. – А дрянность мира? – Есть.- А спасение от дрянности в цыганщине? – Есть. – А мыслимо ли думать, что воспеваются Высоцким известные всем теневые дела цыган в советские времена? – Ой, сомневаюсь. У меня так ассоциации с совсем неделовым дворянством царских времен, оттягивающимся в цыганской богеме. Полное отсутствие в тексте советских реалий подтверждает такую ассоциацию. Не деляга – лирический герой песни. А ведь автор и исполнитель ее – советский человек. И если так страстно поет, то злоба дня его грызет. Какая? Что если, учитывая страсть, нет большой дистанции между неделягой лирическим героем и автором? Тогда Высоцкого грызет повальное вокруг делячество, в частности… А? Которому мы все были свидетели. А может, положа руку на сердце, и участники…

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)
Отклики
в интернете

BardTop