С. Воложин
Высоцкий: социализм и капитализм.
Вариации на цыганские темы
Так почему ж не орет изо всех окон, как когда-то, неистовый голос Высоцкого? |
К ГОДОВЩИНЕ РОЖДЕНИЯ ВЫСОЦКОГО
Героическая личность был Владимир Высоцкий. Ходячая легенда. А все ж и на него иногда находило уныние. Вспомните
его "Вариации на цыганские темы".Сон мне: желтые огни
-И хриплю во сне я...
Страна и строй тонули в вещизме. На что было надеяться? На что-то - хотелось.
"Повремени, повремени -
Утро мудренее".
Но против истории не пройдешь...
Но и утром все не так,
Нет того веселия.
Нет энтузиазма 30-х годов, нет тех песен: Блантера, Покрасса, Дунаевского, Богословского - не перечесть всех. Нет
опьянения, мол, вот-вот - и наступит рукотворный рай на земле. Наступило время отрезвления.Или куришь натощак,
Или пьешь с похмелья.
И если трезветь не хотелось, то что оставалось: пьяный
угар и цыганщина?Эх, раз, да еще раз.
Или пьешь с похмелья.
Но это не достойно Человека. А что достойно - из достижимого?
В кабаках зеленый штоф,
Белые салфетки -
Рай для нищих и жидов.
Мне ж - как птица в клетке.
Высоцкий не мог принять ни "рай нищих",- уравниловку на
низком уровне, лжесоциализм брежневского типа, именовавшийся "реальным социализмом",- ни как трава сквозь асфальт этого социализма пробивающийся дикий капитализм, "рай жидов", теневиков, уже тогда начавших свое массовое существование.Не мог он, борец, и рабски смириться с обстоятельствами.
В церкви смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан.
Нет, и в церкви все не так,
Все не так, как надо.
Куда ж? - В вечное искусство?
Я на гору впопыхах,
Чтоб чего не вышло.
Но Парнас для вечных освоили низкопородные особи.
А на горе стоит ольха,
А под горою вишня.
Так хоть бы в общественном мнении на них стояло клеймо,
мол, ползучие приспособленцы...Хоть бы склон увит плющом,
Мне б и то отрада.
Хоть бы что-нибудь еще...
Все не так, как надо.
Фальшь вездесуща. Надо открывать неведомый мир, собственное порто-франко - магнитофонлэнд.
Я - по полю, вдоль реки -
Света тьма, нет бога.
А в чистом поле васильки,
Дальняя дорога.
Однако, почин подхватили сорняки ВИА...
Вдоль дороги лес густой
С бабами ягами.
Да и прорвавшись - не долго проскачешь на воле при тоталитаризме.
А в конце дороги той
Плаха с топорами.
Где-то кони пляшут в такт
Нехотя и плавно.
Так жить нельзя.
Вдоль дороги все не так,
А в конце - подавно.
И вот случилась пусть не бархатная, как в Чехословакии,
но все ж без гражданской войны - революция (ну, пусть контрреволюция). Так что: разве не звучит злободневно и вся песня, и, особенно, ее последний куплет?И не церковь, и не кабак -
Ничего не свято.
Нет, нет, ребята, все не так!
Все не так, ребята!
Недавно Пияшева и Шмелев, первые 10 лет назад звавшие в
рыночную экономику, признали, что они разочарованы. Сделано, мол, на 70-85% не так, как надо. Так почему ж не орет изо всех окон, как когда-то, неистовый голос Высоцкого? Потому что у истории свои законы. Перескакивать через ступень нельзя. Мы поняли и третий раз лезть на рожон не хотим. Прав оказался не Шмелев, а Гавриил Попов: нас ожидал капитализм не шведский (по сути социализм), а бангладешский. Еще не испита вся чаша страданий. А потом - мы вспомним о Высоцком.Семен Воложин
Оправдываюсь
Допущена ошибка. Должно быть не “жидов”, а “шутов”
.В книге “Критика критики” (она здесь
http://art-otkrytie.narod.ru/lermontov.htm), в части ““Разговор” со своей совестью” я каялся и оправдывался. Но недавно на форуме одного из сайтов о Высоцком меня так изругали, что я решил если и не исправить ошибку (в газете-то, напечатавшей статью, я ж не могу ничего исправить), то хотя бы указать на нее, сослаться на первое покаяние и добавть оправдание на выпады участников форума. Тем более, что весь материал того форума через несколько дней стал недоступен, а ответ на один выпад стоит того, чтоб он был зафиксирован. Вот он.Неблагодарное, конечно, дело быть категоричным. И совершенно правы обвиняющие в упрощенстве. Но, но и но.
Иначе можно ж и вообще скатиться на пустой треп.
Я первый раз задерживаюсь в форуме больше чем на двое суток. (Я вообще новичок в Интернете.) По форумам я не шастаю – нет времени. Но сколько заглядывал, показалось, что есть тяга к поверхностности. Что мне скучно. Из двух меня за то выжили мигом. Почуяли, что я чужак. Вы – третьи.
Так если серьезно, то предлагаю. Надо быть ну до предела конкретными.
Сколько жизнь меня ни била, я почему-то думаю, что конкретность всем по плечу.
Вот меня конкретно и справедливо тут упрекнули насчет жида как делячества: нет в песне жида, так нет и негативно оцененного автором делячества.
А цыганщина есть? – Есть. – А дрянность мира? – Есть.- А спасение от дрянности в цыганщине? – Есть. – А мыслимо ли думать, что воспеваются Высоцким известные всем теневые дела цыган в советские времена? – Ой, сомневаюсь. У меня так ассоциации с совсем неделовым дворянством царских времен, оттягивающимся в цыганской богеме. Полное отсутствие в тексте советских реалий подтверждает такую ассоциацию. Не деляга – лирический герой песни. А ведь автор и исполнитель ее – советский человек. И если так страстно поет, то злоба дня его грызет. Какая? Что если, учитывая страсть, нет большой дистанции между неделягой лирическим героем и автором? Тогда Высоцкого грызет повальное вокруг делячество, в частности… А? Которому мы все были свидетели. А может, положа руку на сердце, и участники…
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) | Отклики в интернете |