Васильев О. Путь. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Васильев. О. Путь.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Не могу отделаться

Хорошо, - говорит мне адвокат дьявола, - тебе посчастливилось (см. тут) отказать в разборе картине “Север России. Паводок”, т.к. она – предшественник “Высокой воды”, а в “Высокой воде” посчастливилось найти кучу противоречий, а из них, да, можно в принципе выводить что угодно, в том числе и подсознательный улёт в метафизическое иномирие ницшеанства.

Хорошо, - продолжает этот адвокат дьявола, - ты извернулся (см. тут) найти в “Тишине” опять противоречие: ничего не нарисовано и в то же время нарисовано то, что видишь в иллюминаторе при выныривании самолёта из тёмной тучи вверх, а где противоречия, там, опять, ты вправе вывести тот же улёт в то же метафизическое иномирие.

В “Заброшенной дороге” (см. тут) тебе вообще лафа была с чернотой и непонятностью, откуда свет.

Но как ты будешь вертеться с такой вот картиной?

Васильев. Путь. 2001. Холст, масло.

Ну-с, попробую.

Картина не зря названа “Путь”. По словарю Даля "путь - ходовая тропа” (https://gufo.me/dict/dal/%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C). По соотношению травы и ширины дороги видно, что это тропа. Причём по ней зимой очень много ходили. Утрамбовали. И вот везде снег уже растаял, а на ней ещё нет.

Но он неминуемо растает. Такой закон. Весна.

А закон, вечная повторяемость одного и того же – это непереносимая скука для ницшеанца. Она хорошо иллюстрируется понятием дурная бесконечность – всегда можно сделать ещё один шаг. А что в душе при этом – кошмар, жить не хочется.

Вечная повторяемость, однообразие имею тут образом прямизну тропинки (хоть обычно тропинки не бывают прямыми). Но эта – прямая, что тоже не зря.

Нуда приводит к предвзрыву нетерпения, - предвзрыву, предполагающему взрыв такой силы, что унесёт в иномирие.

А его образ – актуальная бесконечность, та, про которую думают как данную, словно число (Кантор обнаружил, что бесконечности можно складывать).

Можно только поразиться тонкости Васильева, сумевшего и в этом, казалось бы, сермяжном пейзаже уйти от натурализма к образу скуки не только с помощью умопостижения (про закон весны), но и наглядно (прямизной тропинки).

29 января 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/ne-mogu-otdelatsia-61f565892aef380b509b910f?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)