Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Стожаров. Попов. Картины.

Художественный смысл.

Откуда наивный оптимизм такой у исповедующих традиционализм? Или это, как и победительность у Высоцкого – от тайного отчаяния, что не удаётся всё-таки разбудить людей.

 

Живописные аналоги победного Высоцкого.

Хоть плачь…

 

Когда я иллюстрировал мысль о мажорной пастозности художника Игоря Попова (тут), меня поразило, насколько он схож с художником Стожаровым. Аж бередило. Ну как так? Всё-таки разные люди. Как это кому-то из них не стыдно писать точно так, как другой.

И вдруг читаю:

"Попов наряду с красотой северных деревень отметил их пустынность, одичание жителей, а Стожаров, напротив, увидел крепость и устойчивость русского народа, восприятие окружения как естественных, хотя и суровых условий бытия” (Манин. http://www.artpanorama.su/?category=article&show=article&id=12)

Попов. Закат. Большая Пысса. 1964.

Стожаров. Шиляево. Серый день. 1969.

Ну как это увидеть?!

Нет, я понимаю, что Манин говорит, итожа творчество обоих, имея в виду множетсво произведений обоих художников. Но мажорная-то пастозность у Попова и в других картинах бьёт по глазам. При безлюдье.

Или всё же можно, если дотошно, даже и по этим, вот, двум увидеть?

У Стожарова какая-то цивилизация есть: 5 столбов, наверно, для электропроводов, нет открытого горизонта – весь закрыт избами. Густо живут, тесно. Безлюдье обосновано плохой погодой. А у Попова никакой цивилизации. Оконные рамы сикось-накось. До самого далёкого горизонта никого. При солнышке, хоть и закатном.

А как понять у Стожарова ту странность, что в зеркальной гладкости воде отражается не то, что стоит на берегу? Строения пусть с уровня воды выглядят не так, как они выглядят с точки зрения, с какой представлен весь вид. Ладно. Но где отражение столбов?

Или он рисовал не только суровую красоту, но где-то и деятельность. Столбы что? Это потребление. Интересно же производство. Тут явно рыбаки живут. У каждой семьи (дома) свой хозяйственный сарай у самой воды стоит.

А у Попова не известно, чем занимаются живущие тут.

 

Но радости-то у обоих не отнять.

Стожаров. Шиляево. Яркое солнце. 1969.

Попов. Парамоново. 1957.

Стожаров. Сердла. Дома у реки. 1969.

Когда спрашиваешь интернет картинки одного художника, показывает обоих…

Вкусно пишут!

Не понятно, откуда наивный оптимизм такой у исповедующих традиционализм?

Или это, как и победительность у Высоцкого – от тайного отчаяния, что не удаётся всё-таки разбудить людей, так недавно, в войну, проявлявших такую инициативу, - разбудить, чтоб так же сейчас спасти социализм от вещизма…

Только Высоцкий был единственный в своём роде – со страстным хрипом, с пением согласных. А эти как-то вдвоём с этой будящей грубятиной мазков...

 

23 октября 2018 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6213.html

 

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)