Рублёв Г. Портрет Сталина в кресле. Хармс. Я сидел на одной ноге… Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Рублёв Г. Портрет Сталина в кресле.

Хармс. Я сидел на одной ноге…

Художественный смысл.

Реализм и ницшеанство.

 

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но читатель…

В общем, я там понял, хоть произведение Хармса там не разбиралось, что Хармс – ультраразочаровашийся, оттого ставший индивидуалистом ницшеанец. А у тех – подсознательный идеал бегства в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, хорошее только тем, что возможно творцу дать образ этой принципиальной недостижимости (как бы всё же достигнутой она оказывается).

Дальше проще. – Образ даётся абсурдом.

 

Я сидел на одной ноге,

держал в руках семейный суп,

рассказ о глупом сундуке

в котором прятал деньги старик -- он скуп.

Направо от меня шумел

тоскливый слон,

тоскливый слон.

Зачем шумишь? Зачем шумишь? --

его спросил я протрезвясь --

я враг тебе, я суп, я князь.

Умолкнул долгий шум слона,

остыл в руках семейный суп.

От голода у меня текла слюна.

Потратить деньги на обед

я слишком скуп.

Уж лучше купить

пару замшевых перчаток,

лучше денег накопить

на поездку с Галей С.

за ограду града в лес.

все

28 декабря 1929

Стих этот мне нужен, чтоб объяснить, зачем художник Г. Рублёв так посадил Сталина.

Г. Рублёв. Портрет Сталина в кресле. 1933.

Если позу, думаю, я объяснил удовлетворительно, то почему на картину попала собака, мне так же удовлетворительно объяснить не удаётся. Есть только сведение, что был приказ "самого Сталина” вывести особую охранную собаку, и что работа по выведению "начались в 30-е годы” (https://zoowka.com/dogs/porody/chernyy-terer-1561/).

То есть художник пришёл в ужас в 1933-м, куда катится страна под красным знаменем (символом крови угнетённых, угнетённых эксплуататорами), и отразил контрастом белого и пушистого во мнении большинства Сталина с кровавостью его фона.

(А я, родившийся в начале страшнейшего 1938 года, узнал о существовании репрессий в СССР только в 1956-м. И это естественно. Мои мама и папа жили в крохотном городке, занимали мизерные должности, у них было такое же окружение, никого из родственников и знакомых не тронули, а репрессии проводись засекречено… Вот и всё. Даже в школе, где с 1948-го несколько моих одноклассников имели родителей кагэбэшников, мне никто из товарищей ничего не рассказал, вероятнее всего потому, что им отцы ничего не рассказывали – зачем?).

Если Рублёв верно понял Хармса (как ницшеанца, а те очень суровые люди), но придал картине что-то от неги, то ясно, что Сталина он понял как недоницшеанца. То есть не того, кто в тоске от плохости мира удирает в метафизическое иномирие, ненавидя всех остальных людей как мещан, а другого – земного, хоть и сверхчеловека со вседозволенностью, но ради возвышения над остальными, презираемыми. То есть тоже мещанина. Просто особой породы – с тягой к исключительности.

И если всем вокруг (или большинству) это было не ясно, и Сталина народ любил, то перед нами произведение реализма. Это когда в социуме что-то уже родилось (недоницшеанство номенклатуры и Сталина в том числе), а окружающие ещё не замечают.

А такие его вещи

Г. Рублёв. Парад войск на Красной площади. 1948.

реализмом называть нельзя.

2 января 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/nus-dai-bog-udachi-vyrazitsia-poniatno-61d215a540fdfa71fd58b5d7?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)