Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Рерих. Картины. Соловьёв. В тумане утреннем неверными шагами.

Художественный смысл.

Ницшеанство и символизм.

 

Продолжаю оспаривать искусствоведа Трофимову

Кому там ещё (кроме Нестерова) она почём зря приписала космизм?

"Судьба Странника — соединение родного и вселенского. Он — универсален, он стоит как бы вне времени и временных потоков мира и судеб. Идеи всечеловечности, вселенскости проявились в космизме с особой силой. Космизм связан со стихиями земли, воды и неба. Над Россией самые большой воздушный бассейн: она обречена на вечные грезы о полетах. Русский космизм Серебряного века связан не только с расширением сознания, долга и ответственности человека и человечества, но и с укреплением темы личного пути, персонализацией личного выбора. Н. А. Бердяев называет В. В. Розанова “гениальным выразителем русской религии родовой плоти, религии размножения и уюта”. Серебряный век на место равнинной религиозности ставит горную, расширяет границы и пределы внутренней жизни и внутреннего чувствования. Эта нелюбовь к нормативности, к контролированию жизни ярко проявилась в странничестве. Именно странничество вобрало в себя сам дух русского космизма с его желанием преодоления преград, вплоть до земного тяготения. Образ странника (и это хорошо видно на полотнах Н. К. Рериха) связан с далями, горизонтами, небесным зодчеством, нескончаемыми путями-дорогами во имя незримого Града. Традиция странничества связывалась на Руси с укреплением и обретением религиозного чувства. Странничество явилось своеобразным способом осмысления пределов пространства, его границ, переходов, а значит тайн и загадок. Именно религиозное чувство мыслилось В. В. Розановым в качестве важнейшего моста с Космической беспредельностью: “...ни в одном из видов своего творчества природа человека не является в таком величии и в такой красоте, как в творчестве религиозном. Нигде человек не переступает того тесного предела, которым ограничен он, и даже в науке, поднимаясь в высшие сферы умозрения, он остается только ничтожною частицей мироздания, он сознает себя отделенным от этого мира, потому что сознает этот мир как внешний объект своей мысли; и только в той отрешенности от всего личного, от всего временного и земного, которая составляет сущность религиозного чувства, человек освобождается от уз своих и сливается с Космосом. И только в этом чувстве человеческая природа является собранною в одно целое”. Именно религиозному чувству Розанов отводил главную роль в восстановлении утраченной связности человека и Космос” (Трофимова).

Странникам Рериха.

Надо признать, что красивое говорение само по себе может внушить, что угодно. И надо признать, что и религия спасения, и её враг, ницшеанство, будучи надмирными, похожи таки друг на друга. Только религия спасения всё-таки призвана примирить её исповедующего с нехорошестями Этого мира, а философское ницшеанство – трезвее. Суровее. Холоднее. И вот холодностью-то цвета Рерих и перешёл в философское ницшеанство. Оно, метафизическое иномирие, принципиально недостижимо, в отличие от христианского Царствия Божьего на небе для бестелесных душ спасённых. Радость от такого холодного ницшеанства только одна – умение его образ творцу создать, а восприемнику – воспринять. Подсознаниями (в первые годы и десятилетия нового появления ницшеанства в искусстве [оно периодически возвращается из небытия при страшных разочарованиях]).

Вот выпишем слова из цитаты, вполне себе описывающие метафизическое иномирие: "вне времени”, “нелюбовь к нормативности, к контролированию”, “незримого”, “беспредельностью”, “отрешенности от всего временного и земного”, “освобождается от уз”.

Розанов просто протаскивает ницшеанство под видом религиозности (раз в стране существует цензура).

Теперь посмотрим, чем Рерих выражает этот идеал метафизического иномирия, какой странностью - ожидаю преобладание холодных тонов. (У недавно рассмотренного Нестерова, помним, такой странностью было искажение пространства через ошибки с отражением в воде.)

На реальных фотографиях Гималаев всё-таки встречаются тёплые краски

в 13 случаях из 42-х.

А у Рериха в картинах со странником?

Рерих. Путь Андрея Рублёва.*

По-моему, Рерих нарочно тут акцентирует, что он не христианин. Вне "Троицы" рублёвской у него даже жёлтый цвет – холодного оттенка.

Рерих. Сумерки. 1931. Картон, пастель.

Теплота света свечи опять нарочно показана мизерной по сравнению со всем остальным.

Рерих. Философ. Тишина. 1940.

То же самое. И даже в названии – уход от религии.

Вот эта кругом гладкопись мне представляется образом неизменности, отсутствием времени.

Читая теперь первое, что я написал о Рерихе (см. тут), я поражаюсь ошибке своей памяти. Она мне говорила, что я-первоначальный описывал Рериха почти так же религиозно, как словами Розанова Трофимова описывает. Но теперь читаю: “А по сути-то – неизвестно, куда звать. Неприятная неопределенность...”.

И я вспоминаю знаменательные слова:

"…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного” (Ницше Ф. Черновики и наброски 1882-1884 гг. https://cyberleninka.ru/article/n/f-nitsshe-protiv-metafiziki-i-essentsializma).

Это страстно выражен идеал принципиально недостижимого метафизического иномирия. И не то же ль у Рериха?

А никакой не космизм.

8 февраля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y-OGbSBuBSnCAHrr

*- С другим названием (“Странник Светлого Града” и с датой 1933) и без “Троицы” критикуемая вами Трофимова так мотивирует религиозность, выраженную Рерихом:

““Торжествующее созвучие” русского космизма складывалось из “неистощимых грез”, из “стремленья безбрежного” и “радости обновления”. Именно в философской и художественной культуре русского космизма слышен “трепет жизни мировой” и “сочетание Земной души со светом неземным”. Одна из самых вдохновенных и тесно связанных с духом русского народа, с духовным исканием Серебряного века картина Рериха “Странник Светлого Града” могла бы быть гармонично и без всяких натяжек прокомментирована известными стихами В. Соловьёва 1884 г.:

 

В тумане утреннем неверными шагами

Я шел к таинственным и чудным берегам.

Боролася заря с последними звездами,

Еще летали сны — и, схваченная снами,

Душа молилася неведомым богам.”

- Серебряный век как-то подозрительно до 1933 года продлён.

Но начнём с того, что стихотворение длиннее:

Но у Рериха в столкновении высокого (гор, чистоты цвета, лёгкости движения слева направо для народов, пишущих слева направо) с низким (холодными тонами) рождает катарсис (неизвестность цели).

А у Соловьёва выражена неизвестность пути и средств достижения цели – словами: "В тумане”, “неверными шагами”, “схваченная снами,/ Душа молилася неведомым богам”, “дорогой одинокой”, “в неведомой стране”, “Как труден горный путь и как еще далеко”. Более того, эта неизвестность превращается в известность – словами: "на горе, под новыми звездами”, “неробкими шагами”, “Меня дождется”.

К цели неизвестность не относится. Что выражено словами: "чудным берегам”, “грезилося мне”, “под новыми звездами”, “Весь пламенеющий победными огнями”, “заветный храм”. Если и есть "к таинственным”, так это может быть отнесено к неизвестным нюансам, но не к целому.

Другое дело, что всё это у Соловьёва безосновательно: “Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу”. Но он сумел оказаться таким нетрезвым.

Рерих же трезв – монастырь на его пути под тем же крестом христианства, которому уже почти две тысячи лет, и он так же холоден, как и вся природа.

10.02.2023.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)