Пришвин. Тяга. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Пришвин. Тяга.

Художественный смысл.

Пассивный символизм.

 

Пришвин-художник за Гитлера не был.

Уважаемый читатель!

Разрешите применить к вам насилие: настойчиво предложить вам прочесть мою давнюю статью о Пришвине (см. тут, найдя Find-ом: “пришвин”).

Она была написана 20 лет назад. Я тогда ещё не так фанатично настаивал на художественности как наличии подсознательного идеала автора в виде текстовых странностей.

Теперь я б, наверно, за такую странность счёл бы те места, где идеализируется природа без человека. Например:

"…образ ее [любимой девушки, не пришедшей] мало-помалу с годами исчезал, а чувство оставалось и жило в вечных поисках образа и не находило его, обращаясь с родственным вниманием к явлениям жизни всей нашей земли…”.

И это “без человека”, настаивал бы я теперь, есть образ не туманного, как у обычных, активных, символистов, сверхбудущего, сейчас недостижимого, а образ тоже сверхбудущего, и тоже сейчас недостижимого, но не туманного, а… реального, зримого.

В этом месте (в главке “Тяга”) зримое – "вальдшнеп не прилетел” в качестве блага в виде образа прелести природы без человека.

Но дело в том, что в данной статье я не хочу заниматься Пришвиным-художником. Я хочу заняться Пришвиным-человеком. И его коренным отличием от Пришвина-художника.

Пришвин-человек, старик 67-милетний в тот (1940) год, когда написана эта “Тяга”, развёлся со своей женой и женился на женщине, младше себя на 27 лет.

При этом пафос пассивного символизма его творчества, будучи не данным его сознанию не изменился, не изменился. Поэтому в его сознании кровавые большевики, в качестве своих ("за Сталиным Россия” - http://prishvin.ru/prishvin-o-gitlere), для него сравнялись с их тогдашним союзником, Гитлером. И тот ему нравится:

"Дело Гитлера для меня тем предпочтительнее дела союзников, что у них "всё куплю", а у него "всё возьму"” (https://zen.yandex.ru/media/id/5bfe6d7cba3d2500abb69995/mihail-prishvin--ia-kak-vznuzdannyi-stoial-za-gitlera-5d526542dfdd2500ad222496).

Наверно, это психологически объяснимо: подсознательный идеал – пассивный символизм → сознательно приемлется "всё возьму". Новая жена, симпатия Гитлеру…

Это как Пушкин в жизни был, по крайней мере, до женитьбы – бес арабский, а в творчестве даже в байронизм не впал (если быть в изучении его не поверхностным).

19 февраля 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/prishvinhudojnik-za-gitlera-ne-byl-602ff038bd729c71d17437ff

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)