Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Микеланджело. Мадонна Медичи.

Художественный смысл.

Именно безнадёжный, но всё же бунт против развратной церкви как раз и заставил гения и раздеть Богоматерь (вы ж, мол, святоши, рады повожделеть, глядя даже и на Неё – нате, гады, телеса вам!), и отвернуть лицо Христа от глядящих на изображение.

 

Да простится мне…

Да простится мне, если я ошибусь.

Я узнал только что, что есть идея, что Микеланджело в “Гробнице Медичи” в женских фигурах “Утро” и “Ночь” изобразил ту же Богоматерь, что и в тамошней же “Мадонне Медичи” (см. тут).

Микеланджело. Мадонна Медичи. 1521-1531.

Только в “Утре” это ещё не отошедшая от совокупления с Богом Мария, а в “Ночи” она же, после трёхсуточного оплакивания Сына и вести, что Он воскрес и унёсся на небо, и вот она уснула.

Только написавшие это Баренбойм и Шиян в начале своей книги отталкиваются от антицерковности, так сказать, Микеланджело:

"Некоторые считают, что он вводил в свои христианские религиозные темы элементы иронии и даже сатиры, чуть ли не издеваясь над изображаемыми библейскими и иными сюжетами” (С. 16), -

а я, на основании предыдущих моих вниканий в творчество Микеланджело (см. тут и тут), негативизм скульптора приемлю.

Именно безнадёжный, но всё же бунт против развратной церкви как раз и заставил гения и раздеть Богоматерь (вы ж, мол, святоши, рады повожделеть, глядя даже и на Неё – нате, гады, телеса вам!), и отвернуть лицо Христа от глядящих на изображение, и сделать Мадонну… Как там писал Хильдебрандт про Микеланджело, в том числе и про эту Мадонну?

"Он концентрирует возможно более жизни и по возможности избегает неоживлённого пространства [имеются в виду пустота, воздух между, например, рукой и телом]. Чем меньше камня должно быть отбито прочь, тем плотнее, содержательнее, так сказать, обильнее пищей для фантазии будет изобразительный процесс. Широкие жесты и далеко отстоящие конечности изгоняются…” (Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 2011. С. 76).

И вот мы видим, что правая рука Мадонны опирается сзади на то, на чём она сидит, и оказывается прижатой к телу. Левая прижимает к себе Сына и потому тоже прижата. Сын, если и расставил ножки, то сжимает ими колено Матери. А Она ногу на ногу положила, чтоб не было пустоты между ними.

И получается напряжённейшая жизнь тела. Что так чтилось развращённым обществом, предавшим Высокое Возрождение с его идеалом Гармонии тела и духа. – “Нате вам, гады, жрите!” - как бы кричит разгневанный на церковь Микеланджело.

(Так же разгневанная Реформация когда началась? – В 1517 году. За 4 года до начала работы Микеланджело над “Мадонной Медичи”. Всё сходится.)

А Микеланджело был отчаянно смел.

"Известно, что когда Вазари через десятки лет спросил Микеланджело о замысле, который тот вложил в Капеллу Медичи, пожилой уже скульптор ответил, что не помнит его, однако при этом он тут же начертил эскиз лестницы Библиотеки Лауренциано, которую он создавал одновременно с Капеллой. То есть с памятью у Микеланджело проблем не было. Что же тогда он хотел скрыть?

В замыслах Микеланджело, вероятно, не всегда присутствует только сознательное начало, но, может быть, немалую роль играет и подсознательное” (Хильдебрандт. С. 58).

Во всяком случае, этот принцип, “чем меньше отбить”, действительно у него появился лишь с изменением мироотношения. До того "Широкие жесты” не изгонялись.

Эта статья оказалась достойным дополнением прежнему (см. тут и тут).

27 июня 2016 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://club.berkovich-zametki.com/?p=24106

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)