Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Лист. Второй Мефисто-вальс S515 1881.

Художественный смысл.

Лист после революции 1848 года имел идеал маньеристского типа.

 

Со свиным рылом в калашный ряд.

С чего начать?

Начну с впечатления от рассуждений Фомичёва (это крупный пушкинист нашего времени), от одного абзаца этих рассуждений о пушкинском “Я вас любил…”.

Учёный совсем не говорил о тексте, говорил о биографии, вроде, а получился словесный образ того озарения, которое – по теории – должно возникнуть после: 1) чтения стихотворения и сопереживания противоречиям текста (они есть, хоть неощутимы обычным читателям), 2) рождения “третьего” переживания, что тебе сказали ЧТО-ТО, чему не подобрать слов, 3) озарения, что это значит.

Большому мастеру разборов не понадобилось пошаговое анализирование-синтезирование. Оно как бы сделано в подсознании. И он выдал готовый результат. Если б это было в школе на уроке геометрии, скажем, он бы получил двойку, так как не раскрыл перед учителем, как он дошёл до правильного результата. А в литературоведении – ничего. Он написал свой абзац о “Я вас любил…”, и никто его не раскритиковал.

Так в литературоведении у меня у самого есть опыт раздоров, и я смог сам пройти все опущенные Фомичёвым шаги (см. тут). А что делать с музыкой? Там у меня никакого образования нет. И мне хочется найти пошаговый разбор, а – шиш. Я получаю что-то такого типа:

"1881

. . . . . . . . .

15 февраля. Ганс фон Бюлов становится дирижером придворного оркестра в Мейнингене… В насыщенные программы, исполняемые им в Мейнингене, симфонические произведения Листа включались очень редко… Лист воспринял это с огорчением…

Когда Листа что-нибудь сильно затрагивало, он находил прибежище в иронии. В таком настроении им был создан Второй Мефисто-вальс. Он сочинил его в декабре на вилле д'Эсте и инструментовал затем позже, в Будапеште. Едва он был закончен, как

9 марта его исполнили на одном из концертов Филармонического общества. Смелые, зовущие вперед гармонии этого сочинения остались на этот раз совершенно не понятыми будапештской прессой, обычно столь дружественной к Листу, и произведение вызвало отрицательные отзывы.” (http://www.e-reading.club/chapter.php/84120/119/Hankish_-_Esli_by_List_vel_dnevnik.html).

То есть во Втором Мефисто-вальсе (Mephisto Waltz No. 2, S515 1881 – слушать по адресу https://patefon.net/mephisto-waltz-liszt) выражена ирония.

Так если в быстрой части (минута звучания или больше – а всего там 9:45) я согласен иронию слышать, то при начале более медленной музыки меня берёт сомнение, что тут ирония. Да и вообще… По отношению к чему ирония?

"Посредник смерти — дух отрицания и иронии — маска Мефистофеля — тоже издавна раздражала воображение Листа. Ирония черта воплощается им в целом ряде… в эпизодах из “Фауста” Ленау (1858—1859), второй “Мефисто-вальс” (1880), третий “Мефисто-вальс” (1881)…” (Асафьев. https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/asafiev_simf1_9.htm).

Тут ещё хуже: 23 года подряд одно и то же умонастроение!

А ведь "Этот великий музыкант и композитор 19 века в 42 года принял сан аббата” (http://baza-otvetov.ru/search/view/?q=%D0%AD%D1%82%D0%BE%D1%82+%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82+%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80+19+%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0+%D0%B2+42+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BB+%D1%81%D0%B0%D0%BD+%D0%B0%D0%B1%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0.+%D0%9A%D1%82%D0%BE+%D0%BE%D0%BD%3F или http://www.graycell.ru/simplemask.php?mask=%20&def=%20%E0%E1%E1%E0). Это в каком году? – 1811+42=1853.

Теперь что-то брезжить начинает.

В 1848 была всеевропейская революция. Она потерпела поражение. Лист на революцию обиделся. Счёл её бесовским происком. И стал дьявольское ненавидеть. Что шло в разрез с общей тенденцией. Из возбуждения выдыхающейся революционности родилась "Эстетика эффектов <…> эпохи упадочного романтизма” (Алленов. О некоторых особенностях композиционного построения картины Иванова “Явление Мессии”. Советское искусствознание ’79, 1.М., 1980). И Лист над нею издевался. Его идеалом стало что-то прохристианское с верой в сверхбудущее благо всем (это при кризисе-то христианства в то время позитивизма). Это экстремизм и тупик – можно пребывать в таком состоянии долго.

По другим источниками он принял сан в 1865 году. Это замедляет его реакцию на поражение революции. Но я думаю, что с такой инерцией можно смириться.

"…если внимательно вчитаться в его письма, можно увидеть его придворную жизнь совсем в неожиданном свете, как некий странный подвиг отречения” (Ветлугина. http://www.proza.ru/2010/09/28/861).

А когда началась его придворная жизнь? – "Веймарский период его жизни (1848—1861)” (Асафьев). – Сразу после революции.

"Лист принимает свое блестящее оперение светского льва со смирением, как рабочую одежду, теперь он умеет играть комедию. Чем дальше он живет, тем более точен: ему нужно внимание света — он получает его. Оно дает ему власть совершать поступки, соответствующие размаху его души. Когда-то в юности он, поняв, что является игрушкой для состоятельных господ, отплатил им той же монетой: он поставил ряд психологических экспериментов над ними. Например, им было установлено, что огрубление чрезмерно возвышенных образцов музыкальной классики путем сверхзвукового ускорения неизбежно приводит к аплодисментам. Этим, кстати, он более чем на сто лет опередил деятелей масскультуры, “модернизирующих” с помощью ударных Лунную сонату Бетховена (слушать оркестр Глена Миллера http://www.beethoven.ru/node/527). Но Листу подобные идеи кажутся столь же абсурдными, “как если бы какой-нибудь строитель вздумал увенчать коринфскими капителями колонны египетского храма”” (Ветлугина).

То есть его виртуозность – это издевательство над непонимающими слушателями.

Не знаю, знала ли это жена моего двоюродного брата, выпускница консерватории, когда тот её мне представил, и она меня захотела обаять и сыграла мне “Мефисто-вальс”.

Некоторые современники Листа, наверно, догадывались, и вот он схлопотал немалый негативизм:

"Все против меня. Католики – потому что они находят мою церковную музыку светской, протестанты – потому что для них моя музыка католическая, франкмасоны – потому что считают мою музыку клерикальной; для консерваторов я революционер, для “авениристов” – фальшивый якобинец. Что до итальянцев, кроме Сгамбати: если они гарибальдийцы, то ненавидят меня как ханжу, если на стороне Ватикана, то обвиняют меня в том, что я перенес грот Венеры в церковь. Для Байрёйта я не композитор, а рекламный агент. Немцы испытывают отвращение к моей музыке как к французской, французы – как к немецкой, для австрийцев создаваемая мною музыка цыганская, для венгров – иностранная. А евреи ненавидят меня и мою музыку без всякой причины…” (http://piotr-sakharov.livejournal.com/208561.html).

Теперешние же комментаторы сплошь рассыпаются в похвалах Листу. Называют романтиком. Врут. И меня, когда я слушал теперь “Мефисто-вальс”, совершенно естественно брала оторопь. Начиная с того, что я слышал много злобности, что не вязалось с романтическим убеганием от злой действительности в свою прекрасную внутреннюю жизнь.

Словно я имею дело с шекспировским “Гамлетом” (а ведь Шекспир того периода – маньерист):

"В “Гамлете” преобладают образы, связанные со смертью, гниением, разложением, болезнью” (Аникст http://lib.rus.ec/b/75618/read).

Но, наконец, я прозрел. Лист после революции 1848 года, оказывается, тоже имел идеал маньеристского типа.

4 декабря 2017 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/5960.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)