Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Киселёв. В зорянім серпневім павутинні.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Прав ли Путин?

Признаюсь сразу: пишу из-за того, что не о чём писать. Несколько книг начато читать и брошено, потому что чую, что не найду там ЧТО-ТО, словами невыразимое. А тут ещё события на Украине покоя не дают. Это как бы война, когда нельзя о своих говорить плохо. А плохие мысли возникают и возникают. Как денацифицировать страну, оставляя её украинской, когда наука понимает противопоставление как компонент этнического самосознания? Конец фразы представляет собой заглавие доклада Поршнева на IX Всемирном конгрессе антропологических и этнографических наук в 1973 году. А Поршнев это учёный, акцентировавший борьбу социальных противоречий как движущую силу истории, а не производительные силы. Путин же, получается, против, акцентируя, что украинцы, белорусы и русские это единый народ.

А Александр Зиновьев убедил меня (если я его правильно понял), что наступило время, когда история направляется не экономическим законом, а манипулированием сознания масс. Убедил моим собственным наблюдением, иллюстрирующим мысль Зиновьева: как быстро меняются народы: немцы при Гитлере, граждане Украины при националистическом курсе правящей элиты непосредственно до и после 1991 года. Или гендерное сумасшествие Запада… Пара десятков лет, и – другие народы получились. То есть Путин может иметь успех в переформатировании Украины. Как имела некоторый успех неспешная такая же переформатизация при советской власти. Например, лично я с родного суржика перешёл на русский, в 10 лет от роду уехав из Украины, но уверен, что и не уедь, я б всё равно перешёл бы.

И я вспомнил Леонида Киселёва (1946 – 1968), из-за самой мыслимости такого безобразия, каким он его счёл, впавшего в наикрайнее разочарование в Этом мире вообще (см. тут). Такое крайнее, что подсознательная часть его – принципиально недостижимое метафизическое иномирие, где нет ужасных законов общества и природы. Один из которых – исчезновение украинцев как нации и Украины как страны.

Так если в Этом всё же мире такое мироотношение порождает нацизм со всем его сверхзверством, то при выражении этой подсознательности в стихах из-за философского плана и самой условности искусства материальная жуть испаряется, и остаётся только духовная, и не жуть, а чувство Свободы От Всего.

И снова копаться в этом – удовольствие, потому что очень трудная задача – на новом для меня стихотворении доказать существование этого крайнего мроотношения. Решить же задачу – нет для меня слаще занятия ещё со школьных уроков математики, когда учитель устраивал соревнование, кто скорее решит.

В зорянім серпневім павутинні

Нап'яли блискуче полотно.

Просто неба, у дворі правління

Леніна показує кіно.

.

Чорно-білий фільм, але багряні

Юрми, революція і рік.

І до нас простує на екрані

Невисокий літній чоловік.

.

Сто акторів вчилися гаркавить,

Випинати груди — та дарма,

Бо у справжній ленінській поставі

Рис монументальності нема.

1968

В звездной августовской паутине

Напялили отблескивающее полотно.

Под открытым небом, во дворе правления

Ленина показывает кино.

.

Черно-белый фильм, но багряные

Толпы, революция и год.

И к нам следует на экране

Невысокий пожилой человек.

.

Сто актеров учились картавить,

Выпячивать грудь – да зря,

Ибо в настоящей ленинской осанке

Черт монументальности нет.

Можно думать, что Киселёв – реалист, чует в 1968-м то, что случится вскоре. Через 22 года после этого стихотворения начался ленинопад на Украине.

А на самом деле лирический герой открывает для себя до Зиновьева отвратительную для него податливость людей на пропаганду. Изменчивость. Влияние времени. Тогда как подсознательный идеал метафизического иномирия в образе неизменной Вечности, остановившегося времени, в образе неизменяющегося звёздного неба – звенит в первой строке, позитивно противопоставленной негативу любой другой строки. Смотрите на негативные ауры слов по строкам: 2 – "Нап'яли”, 3 – "у дворі правління”, 4 – "показує” (оттенок невольности для зрителя), 5 – "Чорно-білий”, 6 – "Юрми”, 7 – "простує”, 8 – "Невисокий літній”, 9 – "гаркавить”, 10 – "Випинати груди — та дарма”, 12 – "нема”. Только в 11-й строке нет ничего негативного – как в последнем дне перед голосованием нет агитации.

Ницшеанство – аморально.

Лишнее доказательство правоты Выготского:

"…искусство находится в очень сложных отношениях с моралью, и есть все вероятия думать, что оно скорее и чаще вступает с ней в противоречие, чем идет с ней в ногу” (http://www.modernlib.ru/books/vigotskiy_vigodskiy_lev_semenovich/psihologiya_iskusstva/read_38/).

Зато русскость… Тысяча морпехов сдались вчера в Мариуполе, и все были вежливо препровождены освободителями Украины от нацистов.

Это преддверие торжества коммунизма на планете и первенства России на пути туда, где работать будут роботы и искусственный интеллект, а люди будут жить неприкладным искусством (творцами или сотворцами, как я вот, уже сейчас купающийся в тонкости понимания подсознательного идеала, который вдохновил автора сочинить стихотворение).

И за воспитание умения купаться в тонкости, я должен быть освобождён от ответственности за несогласие с Путиным, что украинцы тот же народ, что и русские.

Граждане Украины должны быть денацифицированы, но не лишены украинскости.

13 апреля 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/prav-li-putin-6256a4f3dcb3aa7dc775b0eb?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)