Хойбергер. Образный смысл его картин.

С. Воложин

Хойбергер

Образный смысл его картин

Опошлённое достижительное ницшеанство обуреваемо могуществом своего солипсизма.

 

Безобразие!

Красивая это картина?

Феликс Хойбергер. Утреннее настроение. 1934.

Так скажите, мне важно знать, в какой семье художник родился (в семье композитора)? Кто был его брат (историк)? Что он – художник-самоучка? Почему при других, тоже красивых репродукциях, найденных в Интернете по имени и фамилии,

Феликс Хойбергер. Исхия

Феликс Хойбергер. Планспритц

Феликс Хойбергер. Лиственницы

Феликс Хойбергер. Луна, лес.

Феликс Хойбергер. Летний пейзаж с видом на высокие горы

мне сообщают, где и когда художник родился и умер, а не когда он данную вещь нарисовал? Название аукциона пишут и цену…

Слава богу, что при первой репродукции было написано слово “настроение” и “сочетание натуралистического и декоративного подхода”. Так хорошо, что про первое я ещё по Левитану знаю, что тут можно нарыть в качестве вдохновляющего идеала ницшеанство. А про второе, из-за Куинджи, – тоже что-то от ницшеанства наклёвывается.

Но если б я этого не знал. Разве не безобразие – оставлять меня один на один с цепенящим произведением и ничего не объяснять?

“-- Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?! -- вскрикнул он. -- У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, -- вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося.

Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, -- Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии, -- это состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для меня же никакого. И потому музыка только раздражает, не кончает. Ну, марш воинственный сыграют, солдаты пройдут под марш, и музыка дошла; сыграли плясовую, я проплясал, музыка дошла; ну, пропели мессу, я причастился, тоже музыка дошла, а то только раздражение, а того, что надо делать в этом раздражении, -- нет. И оттого музыка так страшно, так ужасно иногда действует”.

Я пишу это на следующий день после сожжения в Одессе бандеровцами 36 человек. Я пишу это в отчаянии, что невозможны благие намерения. В том числе и мои: что спасение человечества от материального прогресса (от перепроизводства) есть замена материального потребления творчеством и сотворчеством, жизнью в искусстве. А в сотворчестве, если подробнее, самый перец есть доходить до того, что побудило художника написать нечто именно так. Какой идеал им двигал, что такие из ряда вон выходящие виды он рисовал. Вон, Хойберберг… Не идеал ли сверхжизни?

Нашлась только одна дата творения – первой картины, здесь худо-бедно показанной: 1934-й год. Австриец он. По соседству год назад пришёл к власти Гитлер… Германия им опьянена от восторга. Через 4 года с восторгом Австрия примет аншлюз с Германией. Ницшеанский идеал сверхчеловека на апогее своей популярности.

Только если ницшеанство в чистом виде – метафизично, недостижимо на этом свете, потому мрачно и побраталось со смертью (над Добром и Злом), то опошлённое достижительное ницшеанство обуреваемо могуществом своего солипсизма.

Вот похоже, наверно, чувствовали себя вчера бандеровцы в Одессе, численно в 10 раз превосходя своих противников, плюс будучи вооружены против безоружных. Всё могу! – Сказал булат… Сверхжизнь… Почти метафизика!..

3 мая 2014 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/216.html#216

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)