Из переписки о файле Гоголь

Из переписки о файле Гоголь. Мёртвые души. Начало 2-го тома.

Развернуть- Да, это очень интересно было почитать. Догадки, конечно. Например, эти русские мужики в первом абзаце поэмы – откуда ты взял, что они – “умельцы”, которые умеют насаживать колесо?

- Из интонации, какой они дают реплики.

- Мужики у кабака – умельцы?

- А разве уничтожает пребывание у кабака умельство?

Это столкновение противоречий не для того придумано, чтоб уничтожать, а для переклички с финалом, где не железным схвачен винтом, а наскоро, живьём, с одним топором и долотом...

Воистину, никто так не слеп...

- И откуда ты взял, что они и до Москвы, и до Казани сами не раз ездили?

- Из ИНТОНАЦИИ, с какой они судят.

- Это русские мужики за 20 лет до отмены крепостного права, да ещё к тому же стоящие у кабака???

- А ты того не знаешь, что мужики уходили на оброк и на заработки? Я это знаю из Некрасовских поэм. Они написаны - сейчас нарочно для тебя посмотрю, хоть всей кровью чувствую, что ДО отмены крепостного права - Мороз Красный Нос 1863 год, 2 года после реформы, но реалии описаны прошлые, Прокл ходил в извоз: Немало и тут доставалось - / Возил ты тяжелую кладь, / В жестокую бурю случалось, /Измучась, дорогу терять.

“Горькую судьбину” Писемского 1858 года недавно читал. Там главный герой, крепостной, аж лавку в Питере держал, так разжился на оброке.

- Да для них – губернский город – предел!

- Никто так не глух...

- (Такие люди уже в советское время до Кремля с окраины Москвы добраться не могут в “Петушках”. Тут же совершенно очевидно, что они “обсуждают” то, о чём никакого понятия не имеют, и в этом и есть вся соль.)

- Соль в перекличке начала с концом, где птица-тройка.

Но никто так не...

- Определить по колесу (не посмотрев на него даже вблизи), куда оно может доехать???

- Не тебе судить... А я видывал кудесников-рабочих. На студенческих практиках. И знаю, что это за чудо-люди. Эти чудо-люди произошли из крестьян.

Но никто так...

- Да тут уже со смеху можно умереть!

- Я уже…

- Там есть гениальная фраза: “этим разговор и кончился” - заметь – не просто “кончился”, а “и (!!!) кончился”…Я всегда очень любил этот абзац…Русскость тут, конечно, во всей красе. Но можно ли назвать её недостижительностью…

- Если у кабака среди дня, то да. ОЧЕНЬ много достигают.

Но никто....

- Это очень большой вопрос, а, значит, и большой вопрос, как к этому относится автор…

Ну и пошло-поехало…Ну что поделать, если ты настолько охвачен страстью, что вставляешь письма президенту Медведеву в научную (???) статью…

Знаешь – “достижительность”, возможно – скука, но и “недостижительность” - не менее скучна. Всё в мире суета сует…

- Браво. Ты - во всей красе предстал.

- Но то, что крепостные отпускались помещиком на заработки - это-то ты мог знать?

Просто предвзятость, она собою и является. Она ж не напускается на себя, а органична. С нею ж ВОЕВАТЬ надо, пересиливать СЕБЯ. Что неестественно и даже противно.

Как Гоголь над прозападным щёголем смеётся, ты тоже не заметил? И то - зачем, тоже не озадачился? - А всё ж одно к одному.

- Крепостные отпускались на заработки, что правда, то правда, - но были ли именно эти крестьяне на заработках – НЕ ИЗВЕСТНО. Что точно известно, это то, что они СТОЯТ У КАБАКА. Что точно известно, это то, что их разговор (который на том “и окончился” - что тебе замечать не угодно) о том, куда доедет это колесо – совершенно ПРАЗДНЫЙ – независимо от того, говорят они со знанием дела или нет – что и следует ожидать от мужиков, стоящих у кабака. Да, он смеётся над “прозападным щёголем” - безусловно (я же это не оспаривал!), но и эти мужики – объект смеха (но это твоей концепции уже не выгодно,

- Как это не выгодно?!

Главное ж, что они объект смеха и гордости одновременно.

ПРОТИВОЧУВСТВИЯ!

- Так что тут они превратились в “умельцев”, которые “со знанием дела” обсуждают “важный вопрос”).

- Не важный вопрос, а на лету, между прочим, как профессионалы, мимо которых проехал объект, схожий с объектом их главной деятельности.

- Я смотрю только на факты – на текст – а не на удобно воображаемые тобой некие “интонации”.

- Без интонаций - никуда тут. Они играют. Они выдают знающих людей. Если колесо выписывает восьмёрку, то по величине её они ЗНАЮТ, когда оно слетит. Интонация - в краткости: "Доедет" - уверенность насчёт Москвы. "Не доедет" - уверенность относительно Казани. Это - человек более опытный. Потому к нему обращается менее опытный именно с вопросом. Но и менее опытный достаточно опытен. Не только по ответу опытного видно, но и по интонации - она в точности: "я думаю, не доедет?" (несколько колеблется).

Раз такие тонкости обыгрываются, то они зачем-то. - Зачем? - Чтоб мастерство показать.

- Кто предвзят, так это ты – но не хочется это признать.

*

К объекту переписки: на файл Гоголь. Мёртвые души. Начало 2-го тома