С. Воложин

Дали. 1921.

Иллюстративный смысл

Околоискусство.

 

С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме

Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины.

1921.

И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров.

"Сюрреалистические мотивы использовали в своих работах еще мастера Эпохи Возрождения. Триптих Иеронима Босха (Jheronimus Bosch) “Сад земных наслаждений” переполнен загадочными фигурами, порожденными фантазией мастера. На картине изображены облеченные в плоть галлюцинации…” (https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/syurrealizm-iskusstvo-iz-glubin-podsoznaniya-cheloveka).

Но. У Босха весь кавардак противопоставлен пленительным далям.

Фрагмент центральной чести "Сада земных наслаждений", освобождённый от фигур.

И столкновение кавардака тут с пленительностью там даёт катарсис, который можно осознать как Гармония низкого и высокого (см. тут). А Босх и был-то современником Высокого Возрождения.

У Дали такого столкновения нет. Хаос на земле и в небе.

Один автор видит "в центре – изображение мужчины, как две капли воды похожего на самого Дали” (https://artifex.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%80-%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8/).

 

И намекает, что это его умерший младенцем старший брат. Тогда в центре можно видеть вагину, роды и думать про грешность самого акта рождения. И что? Полёт ангелов вокруг этого акта есть противопоставление низкого и высокого? Тоже с гармонией в итоге?

Как-то сомнительно. По-моему, вероятнее, что этот кавардак в небе, на земле и в красках есть честный простой образ истерики, которою Дали пользовался с раннего детства, чтоб выводить у окружающих по своему то, что ему вздумается.

Нет тут никакой загадочности. И никаких аллюзий, считающихся (по мнению автора первой цитаты) признаком сюрреализма. И никакой художественности. Если считать художественностью следы подсознательного идеала автора.

Так какой, к чёрту, подсознательный, когда так всё очевидно. Он просто тут слишком молодой, чтоб ловчить, как когда повзрослел. (Тут ему 17 лет.)

Строптивость шептала ему, что обычное живописное бунтарство (которое в Европе началось в прошлом веке импрессионизмом) не делает его бунтарём теперь, спустя почти полвека.

Дали. Виллабертран. 1913.

Дали. Голландский интерьер. 1914.

Дали. Фиеста в Фигерасе. 1914 - 1916.

Дали. Лодка. 1918.

И так далее. И то же – с последующими бунтарскими живописными стилями.

Что делать? – Вот он и дёрнулся некий раскардак изобразить. А потом сообразил подобное нагрузить, красиво выражаясь, аллюзиями. Ибо и сам чувствовал и про других знал, что так думают, что должна быть какая-то непонятность, иначе художественностью не признают. А ему нужна была признательность. Вопреки капризности и истеричности, противопоставлявшей его всем.

Он даже постарался быть честным – не выдумывать непонятности. Понимал: будет чувствоваться, что от головы это, от сознания.

А тут подвернулся Фрейд с его подсознанием. О! Сны надо рисовать. Вот уж будет непонятность! И ненадуманная, а естественная.

Вообще-то это возможно. Мне во сне раз стих приснился (а днём мне сами собой стихи не сочиняются):

Судьба, судьба…

Судьба снов прекрасных,

Столь явных и ясных,

И всё-таки только

… напрасно.

Я проснулся и запомнил. А он просыпался и зарисовывал.

Но к подсознательному идеалу это вряд ли относится.

Так что я сюрреалиста Дали не могу считать художником. – Прикладник, в лучшем случае. А лучше – околоискусство это. Ибо занимается иллюстрированием того, что видел во сне. Чем это отличается от иллюстрирования чего-то знаемого в бодрствующем состоянии…

11 июня 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/s-chego-salvador-dali-nachinal-v-siurrealizme-5f096fcff70f5f65a15884b6

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)