Леонардо да Винчи. Набросок реки Арно. Эстетический смысл.

С. Воложин

Леонардо да Винчи. Набросок реки Арно

Эстетический смысл

Вечная радость жизни.

 

Это плохо

Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал набросок долины реки Арно.

Леонардо да Винчи. Набросок реки Арно. 1473. Перо, чернила.

Он, наверно, всё-таки не пером сделал нежно-серые площади, а пальцем… И чернила использовал разной густоты. В бледное чуть макал палец и водил им… Надпись внизу сделана бледными чернилами. Кроны деревьев – тоже. Дальние горы – тоже.

Но не согласитесь ли, что вот здесь

Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1465. Фрагмент.

и здесь

Боттичелли. Мадонна делла Лоджиа. Ок. 1467. Фрагмент.

Боттичелли. Покаяние Святого Иеронима. 1480-1490. Фрагмент.

воздушная перспектива чувствуется гораздо хуже, чем у Леонардо. Хоть у Липпи и Боттичелли – живопись, а у Леонардо – рисунок пером.

Так в том-то и заслуга Леонардо, что он осознаннее относился к воздушной перспективе, чем другие. Он даже словами выразил это. Даже термин “воздушная перспектива” выдумал.

И в том – ценность наброска Леонардо, в открытии в области изобразительной техники, а не в том, что он тут двумя руками рисовал.

Технические открытия мало значимы для вечной жизни искусства. Важнее умение передать радость жизни, которая не зависит от времени создания (разве что средневековье – с его радостью смерти – должно быть исключено). Раннее Возрождение, примеры из которого я привёл, дают эту радость – зародышами воздушной перспективы. И это – эстетическая ценность, более высокая, чем техническая. Вечная, потому что радость ценности жизни вечна. Ещё важнее то особое состояние (общения двух подсознаний), какое возникает – если возникает – от картины. Такое способно автора обессмертить. Как Липпи и Боттичелли (см. тут, и вы поймёте почему: там рассматривается не фрагмент, а целая картина). Но не может обессмертить Леонардо этот набросок. Он здесь просто вооружился для другого технического открытия, сфумато (рисовать лица, окружёнными воздухом). Вот оно-то – даже не оно, а то, как он им распорядился (для общения подсознаний) – и обессмертило его. – А новооткрытая “настоящая революция” - медь звенящая или кимвал звучащий.

9 апреля 2019 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6454.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)