Из переписки о файле Бунин. Лёгкое дыхание.

- Очень хорошая статья. Просто в точку. Я удивляюсь Паустовскому. Писатель он так себе (хотя владел русским лучше 99% писателей) – но я-то думал, что он должен быть умным читателем (я как-то прочитал у него как гимназисты специально получали плохие оценки на выпускных экзаменах, чтобы дать дорогу евреям – это считалось делом чести – потом мне папа рассказал, что это и вправду происходило у них в псковской гимназии – и почему-то я очень зауважал Паустовского, хотя по-прежнему не считал очень сильным писателем) – а он – так подзалетел! А ведь “Лёгкое дыхание” - не очень трудный рассказ для умного читателя! То есть он вообще не учёл форму рассказа!

Я только считаю, что твоя идея, что вообще всё происходит в зоне сознания классной дамы – несколько за уши притянута. В основном да, конечно, - это ты молодец. Но признание директорше гимназии… Вероятность того, что это идёт в зоне сознания классной дамы всё-таки очень маленькая (хотя, быть может, и не нулевая). Я не уверен, что таков был замысел Бунина в этом (и некоторых других) месте.

А в целом – очень хорошо.

*

- Ваши - "Но читая Выготского создается впечатление, что это у Бунина такой идеал - безэмоциональный и отрешенный от действительности. Тогда как на самом деле авторские слова тут находятся <<в “зоне сознания и речи”>> персонажа - классной дамы."

- Знаете, у вас есть некоторая правота. Как у того Матюшкина, который поначалу сбил меня с толку.

Он очень здорово продемонстрировал, что классная дама появляется лишь за 17 строчек до конца рассказа. Что сюжет рассказа - хронология сансары, перипетий лёгкого дыхания, вплоть до свободного реяния этого лёгкого дыхания в пространстве перед весенним вселением его в чью-нибудь очередную душу.

Но Матюшкин не прав.

Он не учитывает, что Бунин не зря и начал, и кончил рассказ кладбищем. А кладбище здесь НЕ БЕЗ классной дамы. Да собственно слова КЛАССНАЯ ДАМА присутствуют уже на 9-й строчке. Только это никто не замечает. А Бунин это сделал не зря. Ибо классная дама тут ВСЮДУ.

Бунин не проходил мимо буддийской идеологии. Он был толстовцем. Но он этим переболел ещё до начала ХХ века. А после этого, если у него и появляется буддизм где, то - как элемент. Как одно из сторон противоречия.

- Да очень просто: Бунин во всех своих рассказах СОЗЕРЦАЕТ действительность! - прочитайте " Чистый понедельник", например и вы увидите…

К объекту переписки: файлу Бунин. Лёгкое дыхание