Журавель. Небесная сотня. Публицистический смысл.

С. Воложин

Журавель. Небесная сотня

Публицистический смысл

Противоречие - это когда сталкивается одно хорошее с другим хорошим. И смущается душа в смятении: что ж это? за кого быть? - Тут же - ясно, за кого.

 

Агит-проп: Юрий Журавель. Небесная сотня.

Вдруг… Что-то неожиданное случится. И в политическом рисунке откроется… нечто большее, чем агитка за своё.

Ю. Журавель. Небесная сотня

Для незнающих, если такие сегодня есть: это погибшие на майдане от неведомых снайперов (то ли своих, стрелявших в своих, то ли провластных, хоть власти это было не выгодно, - от дури) во имя свержения президента Украины Януковича, давшего повод тем, что неожиданно отказался подписать соглашение об экономической ассоциации с Европейским Союзом из-за невыгодности соглашения. Что было понято как поворот к России и как консервирование экономической отсталости от Запада. То есть - восстание было во имя комфорта (как я теперь иносказательно называю развитый капитализм эпохи потребления).

Вот они почти все улыбаются… - Об умерших - или никак, или хорошо.

Но это плоско.

Портретное сходство вряд ли подразумевалось. Вот единственно, что я нашёл как похожее.

Якiв Зайкiв

http://ukrainian.voanews.com/media/photogallery/1858054.html

(Тут едва ли не единственное место, где уделено внимание конкретным личностям. Хоть Запад отличается от России большим вниманием к личности, сама Украина менталитетом не смогла, конечно, вмиг отказаться от ценности коллективного.)

Большинство мужских персонажей имеют одинаковые квадратные челюсти* (в смысле - мужественность).

 

 

 

Восемь персонажей имеют одинаковые короткие носы*, к тому же, одинаково нарисованные.

Но, возможно, почувствовав засилье шаблона, Журавель решил дать одну резкую курносость*.

И пару лиц неславянского типа.

 

Вспомнив, наверно, что национальной идеей Украины теперь является антироссийскость, вне зависимости от крови её исповедующего. Может быть и еврей, и грек. Лишь бы был ориентирован на Запад, на развитый капитализм, т.е. на комфорт, несомненно достижимый Украиною, если она не будет вместе с Россией. Если она станет безусловно западной цивилизацией, а не российской. И что четверть века не получалось из-за какой-то ещё связанности. Впрочем, красивее это называется короче, одним словом - свободой.

В моём мировоззрении противополюсом Свободе является Порядок. И у России вторая религия, как сказал Проханов, это государство… Благодаря ему страна выживает вторую тысячу лет.

Так щирые украинцы, невольные изменить вмиг свой менталитет, тоже тяготеют к Порядку. - Вот и выстроилась, даже и будучи уже на том свете, небесная сотня в боевые шеренги. (Но Журавель этого не заметил, не вспомнил чуткого к настроению "гуляй-поле" Репина с его "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".)

А вот как объяснить другую тонкость у художника. Три знамени у него на картинке. И у всех верхняя половина светлее нижней, т.е. словно это перевёрнутый флаг тепершней Украины.

Это, оказывается, флаг дивизии СС "Галичина",

Флаг, использовавшийся 28 апреля 1943 в Лемберге (Львове) на параде празднования провозглашения акта о создании стрелковой дивизии CC "Галиция" (Википедия).

только без свастики (слишком одиозна). Но свои поймут?.. Прежней Украине (с флагом, символизирующим степь и небо, что есть образ юго-востока страны), Украине недопорвавшей с Россией, - конец.

Наверно, я всё же зря надеялся на глубину (иными словами, художественность, а ещё иными - противоречивость). Знаете, бывает… Начинаешь въедаться в детали - и… открывается сокровенное.

А что, - скажет кто-то,- разве не противоречие: страшная вооружённость, мужественные челюсти, сплочённое единство и… добрые улыбки чуть не каждого?

Подозреваю, что это не противоречие. Улыбки - своим, на память, а страшность - чужим, на страх. Противоречие - это когда сталкивается одно хорошее с другим хорошим. И смущается душа в смятении: что ж это? за кого быть? - Тут же - ясно, за кого.

8 мая 2014 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/217.html#217

*- Вы оскорбляете мой ум: подбородки, носы, курносость! Потуги на анализ. Вы б ещё заборные рисунки стали разбирать.

- В последних словах проскользнуло-таки согласие, что это у Журавля не искусство. И вообще всё гуманитарное… Как сказал Зализняк:

"Ведь у нас не математика — все аргументы не абсолютные. Так что если у исследователя имеется сильный глубинный стимул "тянуть" в определенную сторону, то специфика дела, увы, легко позволяет эту тягу реализовать — а именно, позволяет находить всё новые и новые аргументы в нужную пользу, незаметно для себя самого раздувать значимость аргументов своей стороны и минимизировать значимость противоположных аргументов" (http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430463/430464).

Может я, из-за антинацизма стал цепляться к таким позорящим художника элементам изображения, как одинаковость черт лица, как неуклюжая попытка преодолеть впечатление одинаковости, как отсутствие (за одним исключением) индивидуализации лиц? Вообще взял эту изопублицистику анализировать, словно это – художественное произведение, чтоб косвенно опозорить ненавистное мировоззрение…

Но это ж подаётся-то как произведение искусства, а не заборного граффити:

"В Сети появились первые эскизы памятника "Небесной сотне", который планируют установить в центре Киева, пишет Сегодня.

Так, музыкант Юрий Журавель изобразил погибших участников протеста на баррикадах." (http://news.bigmir.net/capital/796887-Arhitektory-pokazali-pervye-eskizy-pamjatnika-Nebesnoj-sotne).

В пользу Журавля – подразумевается – говорит то, что это: 1) эскиз и 2) монумента. Что предопределяет обобщённость.

Но, возражу тогда я, это ж не помешало одну индивидуальность, Якова Зайкова, всё-таки изобразить. Значит, умение – было у автора. Не заборное. А чего тогда не было для изображения остальных? – Что если всё-таки вдохновению подрезали крылья и слухи, что стреляли свои по своим провокации ради, и нацистская идеология (москаляку на гиляку) как лозунг восстания?..

Как факт, возражения мне поданы через социальную сеть человеком, который в этой же сети показал себя как сторонник Украины в её антироссийской направленности. Но осторожный сторонник, опасающийся попасть под внимание органов в России, занимающихся экстремистской деятельностью. Он потребовал от меня самому стереть эту статью из ленты группы соцсети, в которой мы вместе отказались, иначе, мол, он пожалуется в ФБ. Я отказался и через короткое время обнаружил, что я вышвырнут из этой группы вообще. То есть или он сам администратор этой группы, или администратор его единомышленник.

То есть его неполитизированные упрёки мне имеют политическую подоплёку.

6.10.2018.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)