С. Воложин.
Захаров М. Разгром.
Прикладной смысл.
Продемонстрировать тупую, но приемлемую советскость. |
Ах, этот мрак-Захаров…
Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке настаиваю. Марк Захаров |
Слов нет…
После двух запрещённых спектаклей стоял вопрос, сохранит ли Марк Захаров профессию режиссёра. И он взял быка за рога.
Партийные ж боссы дураки, просто говоря. Надо взять “Разгром” Фадеева и развесить идеологическую клюкву в ней, превращённой в спектакль.
Сравним эпизод с разведкой Метелицы.
"Мальчишка от испугу едва перевел дух и опустил руку.
-- А чего ж ты налетел, как бузуй? -- сказал он, стараясь говорить резонно и независимо, как взрослый, но все еще робея. -- Напужалси -- тут у меня кони...
-- Ко-они? -- насмешливо протянул Метелица. -- Скажите на милость! -- Он уперся в бока, откинулся назад, рассматривая парнишку, прищурившись и чуть пошевеливая атласными подвижными бровями, и вдруг засмеялся так откровенно громко, на таких высоких добрых и веселых нотах, что даже сам удивился, как это выходят из него такие звуки.
Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, но, поняв, что страшного ничего нет, а все, наоборот, выходит ужасно весело, сморщился так, что нос его вздернулся кверху, и тоже -- совсем по-детски -- залился озорно и тоненько. От неожиданности Метелица прыснул еще громче, и оба они, невольно подзадоривая друг друга, хохотали так несколько минут: один – раскачиваясь на седле взад и вперед, поблескивая огненными от костра зубами, а другой -- упав на задницу, упершись в землю ладонями и откидываясь назад всем телом при каждом новом взрыве.
-- Ну, и насмешил, хозяин! -- сказал наконец Метелица, выпрастывая ногу из стремени. -- Чудак ты, право... -- Он соскочил на землю и протянул руку к огню.
Парнишка, перестав смеяться, смотрел на него с серьезным и радостным изумлением, как будто ждал от него еще самых неожиданных чудачеств.
-- И веселый же ты, дьявол, -- выговорил он наконец раздельно и четко, словно подвел окончательный итог своим убеждениям.
-- Я-то? -- усмехнулся Метелица. -- Я, брат, веселый...
-- А я так напужался, -- сознался парнишка. -- Кони тут у меня. А я картошку пеку...
-- Картошку? Это здорово!.. -- Метелица уселся рядом, не выпуская из руки уздечки. -- Где ж ты берешь ее, картошку?
-- Вона, где берешь... Да тут ее гибель! -- И парнишка повел руками вокруг.
-- Воруешь, значит?
-- Ворую... Давай я подержу коня-то... Или жеребец у тебя?.. Да я, брат, не упущу, не бойся... Хороший жеребец, -- сказал парнишка, опытным взглядом окинув ладную, худую, с подтянутым животом, и мускулистую фигуру жеребца. -- А откуль сам?
-- Ничего жеребец, -- согласился Метелица. -- А ты откуда?
-- А вон, -- кивнул мальчишка в сторону огней. -- Ханихеза -- село наше... Сто двадцать дворов, как одна копеечка, -- повторил он чьи-то чужие слова и сплюнул.
-- Так... А я с Воробьевки за хребтом. Может, слыхал?
-- С Воробьевки? Не, не слыхал, -- далеко, видать...
-- Далеко.
-- А к нам зачем?
-- Да как сказать... Это, брат, долго рассказывать... Коней думаю у вас куповать, коней, говорят, у вас тут много... Я, брат, их люблю, коней-то, -- проникновенно-хитро сказал Метелица, -- сам всю жизнь пас, только чужих.
-- А я, думаешь, своих? Хозяйские...
Парнишка выпростал из рукава худую грязную ручонку и кнутовищем стал раскапывать золу, откуда заманчиво и ловко покатились черные картофелины.
-- Может, ты ись хочешь? -- спросил он. -- У меня и хлеб е, ну -- мало...
-- Спасибо, я только что нажрался -- вот! -- соврал Метелица, показав по самую шею и только теперь почувствовав, как сильно ему хочется есть.
Парнишка разломил картофелину, подул на нее, сунул в рот половину вместе с кожурой, повернул на языке и с аппетитом стал жевать, пошевеливая острыми ушками. Прожевав, он посмотрел на Метелицу и так же раздельно и четко, как раньше определил его веселым человеком, сказал:
-- Сирота я, полгода уж как сирота. Тятьку у меня казаки вбили, а мамку изнасилили и тоже вбили, а брата тоже...
-- Казаки? -- встрепенулся Метелица.
-- А как же? Вбили почем зря. И двор весь попалили, да не у нас одних, а дворов двенадцать, не мене, и каждый месяц наезжают, сейчас тоже человек сорок стоит. А волостное село за нами, Ракитное, так там цельный полк все лето стоит. Ох, и лютуют! Бери картошку-то...
-- Как же вы так -- и не бежали?.. Вон лес у вас какой... – Метелица даже привстал.
-- Что ж лес? Век в лесу не просидишь. Да и болота там -- не вылезешь -- такое бучило...
"Как угадал", -- подумал Метелица, вспомнив свои предположения.
-- Знаешь что, -- сказал он, подымаясь, -- попаси-ка коня моего, а я в село пешком схожу. У вас, я вижу, тут не то что купить, а и последнее отберут...
-- Что ты скоро так? Сиди!.. -- сказал пастушонок, сразу огорчившись, и тоже встал. -- Одному скушно тут, -- пояснил он жалостным голосом, глядя на Метелицу большими просящими и влажными глазами.
-- Нельзя, брат, -- Метелица развел руками, -- самое разведать, пока темно... Да я вернусь скоро, а жеребца спутаем... Где у них там самый главный стоит?
Парнишка объяснил, как найти избу, где стоит начальник эскадрона, и как лучше пройти задами.
-- А собак у вас много?
-- Собак -- хватает, да они не злые.
Метелица, спутав жеребца и попрощавшись, двинулся по тропинке вдоль реки. Парнишка с грустью смотрел ему вслед, пока он не исчез во тьме”.
А вот, что сделал Марк Захаров:
"Быстро Мтелица пересек поляну. Метнулась в сторону испуганная девушка.
- А!
(Заполошная музыка)
- Ну здравствуй. Что стоишь напужалась?
- (Кричит истерично) Вы гуляете? Ты чего припёрся?
- Ах ты, воробшек! Дурочка тоже.
- (Тоном ниже) – Напужаете. Тут у меня кони. Коней стерегу. Разумел?
- Коней - ты? (Весело и заразительно смеётся)
- Ага.
- Во дурочка. Насмешила чудачка.
(Конское ржание ответ на непрекращающиеся спазмы смеха)
- Ни (Переводит дух).
- Чудачка.
-Ни (Как-то просительно -извинительно)
- Да.
- (Распевно) Ни, ой, мамочки, как я напужалася… Мужиков у нас нема. Всех угнали. Пастухов нема. Одна я стерегу.
- Коней?
- Ага. (Совсем успокаиваясь) Ещё картошку пеку.
- (Завидуя)Ух ты! Как здорово.
- (Прямо поёт) Ешь. (Начинает беспричинно тоненько смеяться. Видно, понравился. Метелица – за нею)
- Ну, где ты картошку эту берёшь?
- Вона за берёзами. Тут её гибель.
- Воруешь?
- (Лукаво) Ворую.
- Воровка?
- Ни.
- Воро-овка.
- Ни. (Умильно) Весёлый же ты, дьявол.
- (Хохотнув) Я – то я, ух, какой развесёлый А вот ты..
- (Встревожившись) А чего я?
- (Тихим голосом) Красивая.
- Ни.
- Красивая.
- (Настойчиво и взволновано) Ни!
- (Переходя на шёпот) Красивая.
- (Твёрдо) Врёшь. (Бессильно) Дьявол.
- (Задумчиво) Ей-богу.
(Райская музыка, как с неба. А тут, на земле, что-то запел Метелица)
- (Умильно) А там вон твой конь, да? (Мелодия взмывает) Жеребец, да? Ладный, худой и живот у него правильный.
- Ага. (И всё под музыку) Ешь и ты. Сама-то с села?
- Ага.
- (Сухо и как бы между прочим) Село большое?
- Мгм. Сто двадцать дворов, как одна копеечка. А ты к нам откуда (поёт)?
- А с Воробьёвки. Слыхала, за хребтом.
- Ни. Далеко, видать.
- Да, отсюда не видать.
- (Поёт задушевно) Ну а к нам-то зачем?
Хехе. Ну это, красавица, долго рассказывать. Коней тут у вас… Купвать думаю. Коней, говорят, тут много.
- Ишь ты, купец какой.
- В точности. Богатый человек. Я их страсть как люблю, коней. Я их всю жизнь пас, чужих, правда.
- (С готовностью реагировать преувеличено) А-ха-ха. А я-то думала свои, хозяйские.
- А-ха-ха.
- А я тебя за хозяйку принял.
- Ну да!? Ври больше.
- Родители-то живы?
- Ни. Я сирота. Я полгода уж как сирота. Тятьку и братика казаки вбили. Мамку снасиловали тоже вбили. И двор наш подпалили.
- Казаки.
- А то как же. Не у нас одних. Дворов двенадцать. Каждый месяц наезжают.
- Счас как?
- И счас стоят.
- Много?
- Ни. Чек сорок.
- С артиллерией, всё, как положено?
- Ни. Одни конные стоят.
- (Проникновенно) Тебе-то начто?!
- Ха. Да так просто. К слову пришлось.
- А в горах в двадцати верстах за лесом. Целый полк стоит. С пушками. Лютуют.
- (Легкомысленно) От ты.
(Синхронно смеются.)
- Да бери картошку-то, бери.
- Спасибочко. (Скороговоркой) Милая, попаси коня моего. Я тут пешком в село схожу. А то я смотрю, у вас тут не то купить – у самого отымут.
- А что ж ты так скоро? (Проникновенно) Посиди!
- (Обременённо) Пора.
- (Страстно) Посиди! Посиди, одной-то тут скушно.
- Ты жди, я вернусь.
- А скоро?
- Ага. От вся эта неразбериха пройдёт. Вся эта волынка кончится. (Проникновенно) Приеду я тебя сватать.
- (Дурачась) Обма-а-анываешь, дьявол.
- Ни.
- Обма-а-анываешь.
- Слово. (Вступает райская музыка с неба)
- Где главный-то у вас стоит? (Музыка длится)
- Около церкви поповская изба, видишь? (Музыка длится)
- Собак много? (Музыка длится)
- Хватает. Они не злые. – Проводить? (Музыка длится)
- Ни. Ты жди. Я вернусь. (Музыка длится)
- Вернёшься? (Музыка длится)
- Вернусь. (Музыка длится)
-Вернёшься? (Музыка длится)
- Вернусь. (Музыка длится)
- (С верой) Вернёшься! (Музыка длится)
- Ну, раз сказал. (Музыка взмывает в трагическом аккорде. Вступает весь симфонический оркестр с литаврами и большим барабаном. Финал.) - https://www.youtube.com/watch?v=luX3OZsIkbE .
Я вечно становлюсь марионеткой режиссёра: он может мне внушить, что угодно, пока я не вышел из мира произведения. У меня, конечно, глаза намокли.
Но, записав всё звучание словами, я поражаюсь, какими балаганными приёмами Захаров этого добился.
Не мудрено, что Суслов в конце спектакля тоже полез за платком. А потом встал и первым зааплодировал. И Захаров был спасён (женой Фадеева, лично попросившей Суслова сходить на спектакль; а то за еврейскую фамилию командира Левинсон, за армянскую фамилию играющего его Джигарханяна и за разгром партизан в конце какая-то партийная крыса хотела и этот спектакль зарубить.)
Но как же он, Захаров, в душе издевательски смеялся, превратив трагедию в издевательство над нею. Ибо это я только один эпизод продемонстрировал, а там таких кричащих ляпов ура-патриотических море.
Ну а критики – гром победы раздавайся: "музыкальные принципы композиции”, “структурировании[е] действия по законам музыки” и т.п. (https://cyberleninka.ru/article/n/rezhisserskaya-metodologiya-m-a-zaharova-muzykalnye-printsipy-kompozitsii-ekrannyh-proizvedeniy).
10 ноября 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |