С. Воложин.
Высоцкий. Прерванный полёт.
Художественный смысл.
Идеал трагического героизма. |
Что можно сказать против
похвальных слов Бродского о Высоцком
Вот эти слова:
"Принято в общем относиться к поэтам-песенникам с некоторым, мягко говоря, отстранением, предубеждением, если угодно. И это в общем до Высоцкого, мое отношение ко всем этим бардам было примерно вот таким. Но именно начав не столько читать, сколько слушать более-менее внимательно, я просто понял, что мы имеем дело, прежде всего, с поэтом, более того, я бы даже сказал, что меня, в некотором роде, не устраивает, что это все сопровождается гитарой. Потому что это само по себе, как текст, совершенно замечательно. То есть, я говорю именно о его способностях, о том, что он делал с языком, о его рифмах. То есть, это гораздо лучше, чем Кирсанов, Маяковский, я уже не говорю о более молодых людях вроде Евтушенко и Вознесенского. Дело в том, что Высоцкий пользовался совершенно феноменальными составными рифмами. До известной степени гитара ему, конечно же, помогала скрадывать этот невероятный труд, который, на мой взгляд, он затрачивал именно на лингвистическую сторону своих песен. Потому что, в принципе, я думаю, они поражают публику, действуют на публику таким образом благодаря не только чисто музыке или содержанию, но бессознательному усвоению слушателем этой языковой фактуры. И в этом смысле потеря Высоцкого - это потеря для языка совершенно ничем невосполнимая” (Ещё один блог о кино).
Меня не устраивает нарочито формалистский подход Бродского.
Я полез смотреть, что такое составная рифма.
"СОСТАВНАЯ РИФМА - рифма с участием союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи: ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п.” (https://stihi.ru/diary/mylifeis/2015-10-30).
Другой вариант там же:
"одно слово рифмуется с двумя…
Усиленно составную рифму стали вводить футуристы:
Не затем
Взвела
по насыпям ТЕЛ ОНА,
чтоб, горестный,
сочил заплаканную гнусь;
страшной тяжестью всего, что СДЕЛАНО,
без всяких
“красиво”,
прижатый, гнусь.
(Вл.Маяковский “Война и мир”)”.
Ах, футуристы! – У меня ж открытие есть насчёт них (извиняюсь за бахвальство). Они молились на прогресс, а в том же обязательно что-то плохое. Что делать? Они, как бы закусив губу до крови продолжали славить прогресс. Особенно хлёстко эта мысль работает на Маяковском. Он, ещё несовершеннолетним, вёл большевистскую агитацию. Два раза был посажен в тюрьму. Там его сумели незаметно перевоспитать и толкнуть из революции в искусство. И он, получилось, предал революцию, тогда как она оставалась его идеалом. Что-то подсознательное в этом его идеале заставило страшно корёжить правила. Одно из них – составные рифмы, которыми Пушкин пользовался "как исключением” (Там же). Потом причины бунтарства у Маяковского менялись. Сперва революция его не устраивала, потому что затормозилась после поражения в 1905 году. Потом за то, что строится централистское общество. В процитированной поэме “Война и мир” (см. тут) Маяковский прогрессом считал пацифизм. Но его скребла совесть, что он не воевал сам. Вот и… составная рифма, в частности.
Высоцкий подсознательно исповедовал такого же типа идеал, как и русские футуристы – типа трагического героизма. Он был за настоящий социализм, т.е. с государством, отмирающим ради самодеятельности малых коллективов (федерации федераций, если по Прудону). А народ, потребный для этого спал, и он, Высоцкий, как ни рвал глотку, разбудить его к гражданственности не мог. – Та же потребность закусывания губы до крови, славя всё никак не состоящийся настоящий социализм. Соответственно должна быть та же тяга к составным рифмам.
С Высоцким и составной рифмой мне сразу вспоминается одно из названий его песни “Прерванный полёт”: “Не до…” (Википедия), - включающее составную рифму аж в название.
Кто-то высмотрел плод, что неспел, неспел, Потрусили за ствол — он упал, упал... Вот вам песня о том, кто не спел, не спел, И что голос имел, не узнал, не узнал. Может, были с судьбой нелады, нелады И со случаем плохи дела, дела — А тугая струна на лады, на лады С незаметным изъяном легла. Он начал робко — с ноты "до", Но не допел её, не до... Не дозвучал его аккорд, аккорд И никого не вдохновил. Собака лаяла, а кот - Мышей ловил... Смешно, не правда ли, смешно? Смешно! А он шутил — не дошутил, Недораспробовал вино, И даже недопригубил. Он пока лишь затеивал спор, спор, Неуверенно и неспеша, неспеша. Словно капельки пота из пор, из пор, Из-под кожи сочилась душа, душа. Только начал дуэль на ковре, на ковре, Еле-еле, едва приступил, приступил, Лишь чуть-чуть осмотрелся в игре, в игре, И судья ещё счёт не открыл. Он знать хотел всё от и до, Но не добрался он, не до... Ни до догадки, ни до дна, до дна, Не докопался до глубин, И ту, которая одна, — Недолюбил! Недолюбил! Недолюбил! Недолюбил! Смешно, не правда ли, смешно? Смешно! А он спешил — недоспешил. Осталось недорешено Всё то, что он недорешил. Ни единою буквой не лгу, не лгу — Он был чистого слога слуга, слуга. И писал ей стихи на снегу, на снегу — К сожалению, тают снега, снега. Но тогда ещё был снегопад, снегопад И свобода писать на снегу... И большие снежинки, и град Он губами хватал на бегу. Но к ней в серебряном ландо Он не добрался и не до... Не добежал, бегун, беглец, беглец! Не долетел, не доскакал... А звёздный знак его - Телец - Холодный Млечный путь лакал. Смешно, не правда ли, смешно? Смешно! Когда секунд недостаёт, — Недостающее звено И недолёт, и недолёт, и недолет?! И недолет... Смешно, не правда ли? Ну вот! И вам смешно, и даже мне — Конь на скаку и птица влёт. По чьей вине? 1973 |
Песня – пророчество своего скорого конца, ибо не может быть трагедии при таком несоответствующем его чаяниям народе.
Составных рифм тут сколько? – "неспел : не спел”, “нелады : на лады”, “ноты "до" : не до”, “спор : из пор”, “от и до : не до”, “до дна : одна”, “не лгу : снегу”, “ландо : не до”, “Ну вот : влёт”.
Ого!
18 июля 2022 г.
Натания. Воложин.
Впервые опубликовано по адресу
https://klauzura.ru/2022/07/chto-mozhno-skazat-protiv-pohvalnyh-slov-brodskogo-o-vysotskom/
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |