С. Воложин.
Высоцкий. Песни.
Художественный смысл.
Настоящий социализм. |
41 год без Высоцкого.
У меня была история “личных” отношений с Высоцким.
Сначала я его возненавидел.
Помню, это был Коля Суворов. Он принёс магнитофон из дома (он жил напротив нашего НИИ). И на перерыве поставил рёв Высоцкого на полную громкость. И на “Миииир вашему дому!” я понял: противостоять воле этого человека нельзя, и Наташа, моя будущая жена, если он обратит на неё внимание (мне-то она была лучше всех), не устоит. И я его возненавидел.
Я жил в Каунасе, Наташа в Одессе, была членом всесоюзного движения КСП (Клубы Самодеятельных Песен), и на ней, в частности, - можно было думать, - лежала обязанность Высоцкому при его наездах в Одессу устраивать жильё, сбор слушателей и т.п.
Потом, женившись на ней и увезя её в Каунас, я приезжал с нею в Одессу в отпуска, и мне тоже устраивали люди из того же самого КСП клуба “Дельфиния” сбор слушателей, и я им читал очередной свой опус с разборами песен Высоцкого. (И после смерти Высоцкого большинство из них, наконец, согласились с моей высочайшей оценкой его песен.)
Так в этих разборах я был, - как бы в пику своей когдатошней личной ненависти к нему, - предельно отчуждён от него как личности. Он был для меня (как и каждый творец, произведения, которого я брался разбирать) как бы машиной для производства произведений искусства.
Какое-то личное, что ли, отношение всех, когда он умер (как к Пушкину – личное), меня как-то устыдило. И потому, когда я, командировочный, в очередной раз проезжал Москву, то решил посетить его могилу: всё-таки у меня когда-то было “личное” к нему отношение (ненависти).
Если б я был писатель (умел бы помнить подробности), я б, может, и написал бы любопытную противоречием вещь об этом посещении (было много мельчайших неурядиц, из-за которых я клял себя за эту затею). Но я не писатель. Поэтому напишу только про одну.
Помню, памятника ещё не было, была гора цветов на земляном холме.
А вокруг этой горы стояла группа каких-то кавказцев и распивала бутылку чего-то горячительного. И, поняв, что я пришёл к Высоцкому, позвали меня. А я удрал, чтоб они не заметили, как я их ненавижу.
Почему ненавижу?
Мне, не помню, на каком основании, показалось, что эти мужчины – торговцы зеленью на московских базарах. Когда-то потом я слыхал, что азербайджанская мафия взяла московские базары в свои руки.
То есть на могиле были как раз те, против кого и надрывал свою глотку Высоцкий (не против власти), подсознательно борясь, красиво говоря, за спасение социализма, погрязшего в вещизме. Они-то и обеспечивали – тем же укропом – вкусную еду как часть комфорта жизни, из которого Высоцкий как раз хотел нас вырвать, как из сна гражданской активности, - гражданской активности, которая, - ещё не так и давно, - из нас в виде боевой инициативы на войне так и пёрла.
Моё неудавшееся посещение его могилы всё же было каким-то личным отношением, - успокаивал я себя на обратном пути.
И я продолжил разбор его песен так, будто это творец, никаким боком не касающийся моей жизни мещанина, если по большому счёту. Только при вслушивании в его песни, мещанин во мне пропадал, и я воспарял над Историей. И верил, как пел Высоцкий, что “вот-вот и взойдёт!”. Настоящий социализм.
Что это?
Это когда ежедневно увеличивается доля самодеятельности взамен потакающего государства вплоть до исчезновения этого государства, что и будет наступлением коммунизма.
По-моему, именно таким был подсознательный идеал большей части жизни Высоцкого.
Он и у меня похожий, только осознаваемый.
А очевидное изменение климата поддакивает, что человечество умрёт от перепотребления, если не спохватится и не перейдёт в коммунизму как жизни в искусстве (от того точно не будет материального перепотребления).
Такой мой идеал сказывается, наверно, на моих разборах произведений искусства. И я думаю, что я дело Высоцкого продолжаю.
Безлично.
25 июля 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |