С. Воложин
Высоцкий. Потеряю истинную веру…
Художественный смысл
Идеал трагического героизма. |
По случаю
Случай – такой разговор в социальной сети:
Один: Вы меня спросили: "Где это Высоцкий про спасение социализма, как свою сверхзадачу, вам напел?" - Я написал несколько книг и десятки статей с разборами песен Высоцкого. На моём сайте http://art-otkrytie.narod.ru можете любую прочесть и получить ответ.
Другой: Спасибо за предложение. Я предпочёл бы один-два прямых примера десятку "толкований/прочтений/осмыслений".
Третий: Прямые отсылки. "Больно мне за наш СССР", "Не волнуйтесь я не уехал, и не надейтесь, я не уеду", " Я люблю эту страну и никогда не сделаю ей плохо".
"Больно мне за наш СССР” – это слова из песни (слушать тут) и потому прямым примером не являются.
Потеряю истинную веру – Больно мне за наш СССР: Отберите орден у Насеру – Не подходит к ордену Насер!
Можно даже крыть с трибуны матом, Раздавать подарки вкривь и вкось, Называть Насера нашим братом, – Но давать Героя – это брось!
Почему нет золота в стране? Раздарили, гады, раздарили! Лучше бы давали на войне, – А Насеры после б нас простили. 1964 |
Ритм блатной песни, и вся она – шуточная. Поёт кто-то из низов общества. – Это "эсэсэсэр-р-р-р”, это "ор-рден”, этот неверный родительный падеж: не у Насера, а "у Насеру”, и всерьёз произносят эту фамилию Насэр, когда же через “е”, то ассоциация с испражнением. Так же нелепа лжеосведомлённость и перегиб: “Почему нет золота в стране? / Раздарили, гады, раздарили!”
Но.
Что-то реет подозрение, что блатной героически воевал 20 лет назад и слабо награждён был. Или, по крайней мере, свидетелем был того, как нечестно не дали звезду героя кому-то рядом. И не раз.
И тогда – другое подозрение. Этот субчик имеет собственное мнение, кто выиграл войну: инициатива и жертвенность рядовых, а не умение воевать командиров.
А откуда была инициатива и жертвенность рядовых? – От того, что они имели "истинную веру”. – Во что? – В социализм как путь. В СССР как средство. В коммунизм как цель. И неумелые, а заодно и несправедливые командиры тогда – предатели коммунизма. Чьё предательство выражается теперь в грязной политике награждения.
Тут надо переходить на ассоциации, возможно, и не могшие быть у блатного, но они могли быть у Высоцкого, и тот мог ими наделить своего персонажа.
В чём грязь политики? – В том, что тоталитарист Хрущёв наградил Насера, имевшего "нечто общее с фашистским тоталитаризмом” (Сергей Кара-Мурза. https://history.wikireading.ru/84468). Во всяком случае я, провинциал инженер, тогда слышал о фашизме Насера, и я ошивался в курилках рабочих. Осуждение Хрущёва я сам вполне мог слышать от рабочего. Я даже вспоминаю, от кого. Он горько бурчал, что из нас в политике делают политики болванов, ничего не знающих. – Тяга к самоуправлению чуется у этого рабочего. А что такое настоящий социализм, понятие о котором всячески вытравливалось? – Это ежедневно увеличивающаяся доля самодеятельности за счёт государства, вплоть до исчезновения государства, что и будет означать переход от социализма к коммунизму. И до чего никогда не дойдёшь с тоталитаризмом. С которым ассоциируются и ошибки командования на прошлой войне. В том числе и ненаграждение достойных. И такой политически грамотный в прямом значении этого слова, может произнести объективно святые слова: "Потеряю истинную веру”. А внешняя шуточность песни превратится в глубине в нешуточную. От имени автора – уж точно.
Но сослаться на слова: "Больно мне за наш СССР”, - как на прямую отсылку к прокоммунизму Высоцкого, всё-таки неосторожно*.
4 ноября 2019 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/829.html#829
*
- Третий: У каждого своё восприятие Высоцкого. Я, право слово не вижу иронии в приведенных ссылках.- Вы, понимающий Высоцкого прокоммунистически, зря не приняли моих слов о вашей неосторожности. Смотрите, как вас подловил оппонент, понимающий Высоцкого антикоммунистически:
- Другой: И в то, что Высоцкий (смайлик “улыбка”) почти потерял истинную веру из-за Насера, тоже веришь?
- Вы правы: "Спорить – смысла нет”. Но это – с теми, кто понимает Высоцкого как антикоммуниста. У вас есть вкус. И вы чуете сокровенное души Высоцкого – прокоммунистическое. Но вы – простой человек. Вы не знаете, как доказывать, что правы вы, а не ваши оппоненты. (Истина-то – одна.)
Давайте я вас попробую вооружить.
Есть такая теория художественности по Выготскому. Он открыл, что художественность – это столкновение противочувствий и рождение в этом столкновении третьего переживания, как бы геометрической суммы первых двух. Это как сложение сил на человеке, плывущем через реку. Одна – сила его гребков, перпендикулярная течению. Вторая – сила течения реки, влекущая человека, совпадающая с течением. А третья, результирующая, видна наблюдающему за этим пловцом.
Никчемность суждений блатного – это одно (и прав, вроде, Другой: для него ирония от имени Высоцкого в словах: “Больно мне за наш СССР”), причастность блатного к героизму в войне – это второе (и правы, вроде, вы, Третий: таки больно за преданный коммунистами коммунизм). А третье переживание это то положительное, которое в глубине души Высоцкого (идеал): непредательство коммунизма было б в неизвращённом, самодеятельном социализме. В СССР такого социализма не было.
Отрицание отрицания равно утверждению. Вы, Третий, правы насчёт прокоммунизма Высоцкого сложным образом, который вашему сознанию не дан. Вы даже удивитесь моим словам и, может, и не примете.
Если мне и не удалось вас убедить, но я старался. И вдруг я для кого-то окажусь убедительным.
4.11.2019.