С. Воложин
Высоцкий (исполнение). Товарищ Сталин, вы большой ученый.
Прикладной смысл
Невзыскательным деятелям культуры и искусства оставалось только пуститься вперегонки по этому сатирическому пути. |
Закусив удила
Я получил сильное своей уверенностью в себе возражение своему выводу, что Высоцкий был в претензии больше к нам, проявляющим слабость и отдающим социализм на извращение его вещизмом, чем к властям, недавно повернувшим всех в лжесоциализм, лишь на словах ориентирующийся на гармонию общего и частного, а на самом деле (в 1957-м был объявлен лозунг “Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения”) – на самом деле неумело и нелепо повернувшим к этому вещизму. Вот это возражение:
"Высоцкий никогда не был ни анархистом, ни коммунистом, ни еще кем-то. Он был Высоцкий, а несправедливость и насилие, которые несли власти в лице Ленина, Сталина и др. он остро чувствовал и их всех мягко говоря не любил. То, что он написал в детстве один хвалебный стих Сталину, я лично не верю (это опустим). А вот в его исполнении песня Юза Алешковского "товарищ Сталин".
Подсознательно или сознательно я не знаю. Моё личное суждение”.
И приложен аудиофайл. (Слушать, например, тут). И там поёт елёйным голосом Высоцкий. Песню 1959 года. Которую я, провинциал, услышал только в 1965-м от двоюродного брата, поступившего тогда в столичный университет. Тогда уже год, как Хрущёв, заваливший и исполнение упомянутого лозунга, и много чего другого, уже был снят и пошли такого же рода неудачи нового правления по прежнему, лжесоциалистическому, направлению.
Было над чем смеяться. И это был совершенно осознаваемый смех. Насмешка над властью стала – в моём, даже провинциала, кругозоре – всеобщей. И со стороны левых, считающих наличный строй – лжесоциализмом, предательством идеи коммунизма, и со стороны правых, которым наличный строй был плох как жалкая потуга на копирование капитализма эры Потребления.
Невзыскательным деятелям культуры и искусства оставалось только пуститься в перегонки по этому сатирическому пути. Высоцкий тоже не удержался и совратился.
Но может ли это быть аргументом против идеи, что Высоцкий, вследствие подсознательного идеала анархии, был больше против нас-предателей, чем против власти-предательницы? – Нет, конечно.
Скорее наоборот. Достаточно обратить внимание на этот елейный, нехарактерный для Высоцкого, голос.
Что характерен для него хрип предельного напряжения от безумно трудной задачи, - это, я надеюсь, не может быть никем оспорено.
Этот хрип был прямым образом идеала трагического героизма.
Из четырёх великих умонастроений ХХ века (анархии, фашизма, лжесоциализма и либерализма) наиболее трагическая судьба была у первого, в XIX веке политически разгромленного Марксом, а в ХХ-м опозоренного и разгромленного коммунистами в гражданских войнах на Украине в 1921-м, в Испании в 1937-м и на Кубе в 1959-м. Даже побеждённый фашизм имел период триумфа. А анархия – никогда. Кому как не ёй, с такой трагической судьбой, вероятнее всего было пребывать в состоянии подсознательного идеала? – Она таковой и пребывала у Высоцкого. Что подтверждается впрямую образом хрипа и надрывного пения. – Очень уж неподъёмно было в хрущёвскую оттепель, а тем более после неё, вернуть советский народ к воодушевлению начала революции, когда до начала Гражданской войны в 1918-м были десятки независимых областных Советов, и перспектива полного отмирания государства при скором наступящем коммунизме виделась прямой. Очень неподъёмно. Пусть даже и имея пример беспримерного всплеска личного героизма в Великую Отечественную войну.
Могу судить по себе.
Лживое восхваление властями активной гражданской позиции при всём моём понимании этой лживости то и дело не останавливало меня от внезапной активности, то и дело я не выдерживал окружающей возмутительной терпеливости людей и устраивал что-то, что облегчало моё окружение. Жена смеялась: “Да ты вождь!”. Я тоже смеялся. Потому что выскакивание своё быстро прекращал. Чтоб не слишком схлопотать. И таки не слишком схлопатывал (даже и от КГБ). При неизменном предательстве тех, кто только что был за меня (когда я был за них). Но Высоцкий-то не унимался!.. Он-то продолжал рвать глотку, дескать, вот-вот и взойдёт.
Аналог у меня только с этой моей идеей-фикс, что художественность – это след подсознательного идеала автора. Я тут неутомим, как Высоцкий. Мчусь, закусив удила… От интерпретации одного произведения до другого… И так далее… При полном отсутствии глубокого согласия со мной хоть кого-нибудь.
7 марта 2018 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/582.html
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |