С. Воложин
Высоцкий. Импровизации
Прикладной смысл
То, где ни за что не обнаружится подсознательный идеал Высоцкого. |
Опять нарываюсь
Потому “Опять нарываюсь”, что название “Нарываюсь” у меня, оказывается, уже было.
Не про что писать, потому опять нарываюсь.
Я привередливый: мне надо, чтоб при чтении со мной творилось что-то, непостижимое мне самому. А такое поди сыщи…
Открыл Мессерера “Промельк Беллы” (2011). Воспоминания об Ахмадулиной в виде письменной записи с её на аудио записанных разговоров. То, что не относится к собственно произведениям её. То есть не произведения искусства. То есть то, что меня не интересует. Но, вижу, что там есть что-то о Высоцком. Думаю – её мнение о его песне какой-нибудь может быть. Думаю, что художественный (а как же иначе, раз Высоцкий) смысл той песни она обязательно извратит из-за идейной предвзятости. И тогда, думается, можно с нею поспорить. И как-то утолю тоску…
И вот:
Вы были у Беллы?
Мы были у Беллы -
Убили у Беллы
День белый, день целый,
И пели мы Белле,
Молчали мы Белле,
Уйти не хотели
Как утром с постели
И если вы слишком душой огрубели -
Идите смягчиться не к водке, а к Белле.
И ели вам что-то под горло подкатит -
У Беллы и боли и нежности хватит
1975
И, похоже, не утолю тоску, а усугублю. Потому что ожидал характерное произведение Высоцкого (надрывную песню), а получил… "стиль поздравительного экспромта” (Новиков). То есть то, где ни за что не обнаружится подсознательный идеал Высоцкого.
Уж скорее Высоцкий имел иной соблазн от общения с Ахмадулиной: дразнить её, индивидуалистку, своей идейной противоположностью с нею. Как факт, вот что пишет Мессерер:
"Володя приезжал часам к одиннадцати, после спектакля. При нас, в нашем с Мариной застолье, Володя никогда не выпивал. Он рассказывал всякие театральные новости. Всегда был душой компании и всегда был на нервном подъеме. К концу ужина Володя говорил: “А хотите, я вам покажу (всегда слово — „покажу“) одну свою новую вещь?”. Он брал гитару и начинал петь. Иногда врубал мощную технику и воспроизводил только что сделанную запись”.
Конечно, он потрясал и Мессерера, и Ахмадулину. Иначе быть не могло. Его ж песни – художественны (а я ж художественность понимаю как испытание сокровенного мироотношения; как испытывают? – дразнением чувств, противочувствиями). Этой паре не оставалось другого, кроме подпадания под магию этого дразнения:
"И всегда это было для нас неожиданным, и всегда буквально пронзало сердце. Сидели допоздна — далеко за полночь. С ощущением праздника, который дарил нам Володя”.
Это не то, что я ожидал от записок. Но, может, дальше будет то?
Расположились мы нагло и вольно В лучшей гостинице города Кельна! И мы тебя целуем А дальше — рифмуй, Белочка, продолжаем бу-ри-м-е-е- Целую тебя и Бориса Володя 6 января 1976 |
Опять баловство.
Дальше.
Дальше идёт цитирование “Где мои семнадцать лет?” по касательной: как обозначение времени, когда подружились с Шукшиным. – Опять мимо.
Вот – то:
"…а советская власть не могла принять творчество Высоцкого с его искренностью и свободолюбием, ведь оно отражало подлинную жизнь”.
Совершенное заблуждение Мессерера. Он подлинную жизнь видит в жизни правых диссидентов. Жизнь недиссидентов для него неподлинна. А о существовании левых диссидентов он не догадывается. В Высоцком – за свободолюбие – видит своего.
То, о чём я догадывался. Только нет ссылки на песню, жаль.
Не удалось нарваться.
18 декабря 2016 г.
Натания. Израиль.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |