С. Воложин
Врубель. Акварели. Рисунки
Художественный смысл
Ницшеанское метафизическое иномирие, антихристианское. |
Вы, как хотите…
Вы, как хотите, а на меня эти слова Александрова производят как бы гипнотическое действие:
"…неживое в модерне живёт активно, а живое мертвеет и застывает. Отсюда проистеакет жуткость стиля, которую не сразу осознаёшь” (http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/12/Stil-modern-ar-nuvo-4.pdf).
Я верю. – Смотрите:
Врубель.
Белая азалия с листьями. 1886-1887.Разве не правда, что эти мощные толстые чёрные штрихи углём для фона, какие-то живые? Размашистые. Не скрывающие движения державшей уголь руки. Смело. Вольно. - Фон - живой. А цветок - мёртвый.
Максимальный размах штрихов на моём кинескопе, где фон – 200 мм. А минимальный, где цветок – 5 мм. В сорок раз уменьшенная амплиттуда штрихов – образ смерти. Что-то то же – с чёрнотой фона и еле заметной полутенью на цветке.
И от такого дикого столкновения возникает катарсис. И если его осознать – это будет ницшеанское метафизическое иномирие, антихристианское. Оно вдохновило на такое противоречие в штриховке.
А вот обратный случай – как-то живы такие неживые вещи, как платье, подсвечник, графин, скатерть, полутьма над ними.
Врубель. Платье. 1900.
Врубель. Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан. 1905.
Когда Врубель меняет карандаш на акварель, роль живых штрихов принимают затёки краски, где фон.
Врубель. Белый ирис. 1886-1887.
"Границы затёков в акварели “Белый ирис” вторят контурам цветка так, как будто вокруг него плавится морозное окно зимней теплицы, сквозь которое белоснежный с нежно-голубыми и золотисто-розовыми тенями цветок кажется исчезающим призрачным видением…” (Алленов. Этюды Врубеля (1886 - 1887) // Советское искусствознание ’77-2. М., 1978. С. 192).
Фон живой, а цветок – мёртвый. Потому и оттенки фона тёплые, а цветка – холодные.
Есть, правда, и противоположный случай.
Врубель. Роза в стакане. 1904.
Тут – всё живёт. И роза и фон. – Образ изменчивой неопределённости, то есть – символизма, веры в лучшее для всех сверхбудущее.
Бедный Врубель, какие крайности в себе носил…
5 ноября 2018 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6220.html
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |