С. Воложин
Вольтская. Весна.
Художественный смысл.
Весна России, впервые вставшей на западный путь истории. |
Не оставляет меня беспокойство о предательнице России Вольтской
Я уже два стихотворения её разобрал. Получилось, что они оба – прикладное искусство (т.е. второсортное, как по мне, ибо не неприкладное, выразившее ЧТО-ТО, словами невыразимое). А что-то есть больно страстные комментарии, что она отличный поэт. Может, поискать – так найду и неприкладное? Только как это искать? Наперёд же не знаешь… – Придётся вслепую.
ВЕСНА
Может, о любви? Если да, то мало вероятия, что неприкладное. Любовное, увы, это в первую очередь прикладное искусство, призванное усилить в общем-то знаемое любовное переживание.
Или там бывают словами невыразимые нюансы, неведомые впервые столкнувшемуся? Поискать, что ли, в своей памяти для конкретики?.. – Меня в моей первой любимой будоражил вид завитков волос сзади между косой и ухом. Я нарочно 1 сентября сел за парту, что сразу за той, какую выбрала она, просто чтоб быть к ней ближе. А оказалось, что я дурею от этих завитков. Это, оказалось, эрогенная зона у женщин, а в моих генах знание об этом было, получается, заложено. Но это не было осознаваемым знаемым…
Поехали.
Чугунный грач с сиреневым отливом |
Как это понимать? Синим же отливает. – Вот самое сиреневое, что мне удалось найти в интернете.
Но не склонна ль Вольтская перегибать?
Обходит вечер шагом кропотливым, |
Точно. Ищет как можно более неожиданное. Никакое ж это не пространственное – "вечер”. (Правда, "кропотливым” – в самый раз.)
Блестит заколкой в фетровой траве |
А тут – хоть стой, хоть падай. – Или это в буквальном смысле: нашёл заколку, взял клювом, она блестит? Но в "фетровой траве”! – Это в смысле – очень короткой, свежевыросшей?
Слева фетр вблизи, справа трава издали.
Мне пришлось постараться, чтоб визуально сблизить фетр с травой. То есть и тут – что-то от неестественного. И ведь траву пришлось брать видом издали. А это вряд ли хорошо, если грач на её фоне рассматривается поэтессой приближённым.
Сразу вспомнилось потрясающее по точности у Бродского: "в шевелюре кипариса”.
Я помню, что где-то прочёл похвалу этой метафоре, и вскоре пошёл гулять, и пошёл в доселе неведомую мне сторону на полосе отчуждения, что вокруг железной дороги. А там – группа кипарисов в отдалении, но не в таком, чтоб не видно было строение кроны.
Так тогда я вспомнил только что прочтённое про точность слов, а теперь я пришёл в восторг от многозначительности этой точности.
Ведь буйство жизни выражает эта точность, а место в стихотворении, где это буйство описывается, - последняя строка стихотворения о бессмысленности жизни – “Письма римскому другу” (1972). Писем 9. Но девятое – собственно, не письмо, а то, что застал римский друг, Постум, приехав, наконец, ко всё приглашавшему приехать Марциалу, мол. Постум застал Марциала мёртвым. И не похороненным, понимай, так тот жил одиноко и на отшибе. Бессмысленность жизни в случае с Марциалом (38 – 104 г. н.э.) теоретически могла б быть оспорена. Это тот, из-за которого мы эпиграмму эпиграммой считаем. То есть не зря, мол, прожил. Для таких вострых Бродский ввёл несколько анахронизмов (при Марциале Цезарь был уже 100 лет мёртвым, Италия не на Понте – Чёрном море – а на Средиземном). Понимай, дескать, читатель, не творческого человека в лирическом “я”, а обычного, от которого ничегошеньки на земле не остаётся. А буйство жизни на земле для того и подчёркнуто, чтоб акцентировать (пусть и незаметно) бессмысленность жизни. (Тем намекается – неведомо для сознания самого Бродского – что его подсознательный идеал – бегство из Этого мира в метафизическое иномирие.)
Вольтская на таком фоне выглядит (пока) просто выпендривающейся. Но не исключено, что это у неё оправдано замыслом сознания, которое я ещё не открыл (если он не просто “писать красяво”).
И шар серебряный несет на голове, |
Что это за выбрык? На голове у грача… Разве что описывается сон.
"Видеть грачей, разгуливающих по полю, — в вашей жизни наступает период истинного благополучия. Летящие грачи — сон означает поддержку друзей [и много подобного]" (https://www.sunhome.ru/dreams/3%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%87+%D1%81%D0%B5%D0%BB+%D0%BD%D0%B0+%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%83).
Где плавают изогнутые стены И червячки засушенных растений, Автобус трескается, точно яйцо, Цветные волны бороздят лицо, Ложатся на бок летаргические церкви, И облака нависший эркер Вот-вот обвалится. На дне Непрочной сферы, словно луч в вине, — Крутящиеся тающие льдинки; А в центре, не дробясь на дольки, половинки, Из воска слепленные, ветра и стекла Горят любовников прозрачные тела. 1994 |
Сюрреализм в литературе?
"Термин “сюрреализм” впервые был введен Гийомом Аполлинером в 1917 году, что, по мнению французов, этимологически представляет собой “выше или выше реализма”” (https://www.recursosdeautoayuda.com/ru/%D1%81%D1%8E%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8/).
То есть Вольтская исповедует идеал исключительности. (То, что одним словом характеризует западную цивилизацию, которая была в полном фаворе в отказавшейся от своей самобытности России в 1994 году.) – Вот, откуда у Вольтской сплошные перегибы. Она – в очаровании от перспективы России стать, наконец, как цивилизованные страны. Любовь, весна – образы этой перспективы для коллектива индивидуалистов. (Она ж не знает в 1994 году, что Россия встряхнётся от обмана, дескать, её на Западе ждут друзья, и ей, Вольтской, придётся уникальную Россию возненавидеть. Ибо уникальность-то не исключительность. Уникальность России не отказывает другим странам в их уникальности. А где ж тогда соревнование за первенство, где исключительность? – Нееет.)
Но в рамках “дааа исключительности” словесный выпендрёж не отрицательное свойство, а положительное. Особенно, если действительно подсознание рождает диковинные метафоры. Остаётся жуткий вопрос: что это за подсознательное? То, которое обеспечивает талант, придавая массовость выразительным средствам, стимулированным замыслом сознания (я – исключительная [в нашем стихотворении]). Или то, которое обеспечивает подсознательный идеал (наступает весна России: она стала на западный путь [исключительности]).
Я не знаю ответа.
Но, пахнет, что люди восхищаются стихами Вольтской не за их политическую (предательскую по отношению к России) ангажированность, а за эстетическую ценность.
Тут вот ещё и звонких звуков больше, чем глухих: 185/95, - в соответствии с позитивом выражения.
Наконец, можно выстроить такое соображение. – Что тут весна в природе, говорит только грач на очень короткой, не успевшей вырасти, траве. Больше ни-че-го весну не выдаёт. А все словесные неожиданности к весне могут быть притянуты несколько искусственно: прошлая весна не так уж давно была в природе, чтоб обновление именно весну характеризовало. А вот в России таки в 1994 году (после расстрела Белого Дома прошлой осенью) весна-обновление. Как заявляют в Ельцин-центре всю историю после новгородского вече в Московии и России была зима монархического самовластья. Даже церковь потеряла самостоятельность. Само- стоят… Это 300 лет без патриарха стоят, как в летаргическом сне. Так как выразить новость вхождения церкви в полную силу при Ельцине? – "Ложатся на бок” они. (Если позволить себе смелость Вольтской – понимать, при не данности идеала Свободы в России сознанию поэтессы.) И тогда подтверждением этой неданности сознанию оказываются такие её слова в 2022 году:
"Гражданских стихов я отродясь не писала – тот, кто прошел через советскую школу, получил к этому жанру стойкое отвращение. Но в 2014 году, когда случился “крымнаш”…” (https://www.andersval.nl/publikatsii/520-poeziya/stikhi-o-vojne/11601-eta-nepravednaya-vojna .
Я это понимаю в своём экстремизме, который из-за неприятия учёными и за ними всеми остальными теории Выготского, - теории, вводящей в научный оборот подсознательный идеал автора произведения неприкладного искусства. Я оттого почти всю гражданскую поэзию считаю произведениями прикладного искусства и – второсортными потому. Мне только смешно, что Вольтская не додумывает, что, став писать гражданские стихи, она тоже пристраивается ко всем второсортным поэтам.
25 марта 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано пао адресу
https://dzen.ru/a/ZB9MKHmL5BUVj8IA?referrer_clid=1400&&partner_user_id=[object%20Object]
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |