С. Воложин
Вещилов. Некие картины.
Прикладной смысл.
Чтоб было красиво. |
А может, я по отношению к лирическим вещам Вещилова был не прав?
Прошло несколько дней после того, как его и его бездумную хвалящую я раздолбал. Ну-ка я себя проверю. Проверка будет на лиричность его пейзажей, процитированную общо. Именно: конкретный пейзаж должен навевать какое-то более или менее конкретное же переживание. Которое за конкретику можно с каким-то приближением к адекватности назвать словами.
Вот этот пейзаж моё новое, обостренное, внимание остановил.
Вещилов К. А. Парусная регата при заходе солнца. 2-я четверть XX века. Холст, масло.
Остановила моё внимание неожиданная желтизна солнечных бликов на воде. А потом и клиновидность остриём вниз всех вместе солнечных бликов.
Про желтизну я заподозрил, что она произошла из головы – от знания про противоположные цвета. "Расположенные рядом, они усиливают друг друга” (Википедия). В теории, правда, жёлтому противоположен фиолетовый, а тут – синий. Но что, если Вещилов гнался не за контрастностью? – "Совмещение оттенков синего и жёлтого можно назвать стереотипным цветовым шаблоном, клише. Очень уж распространена и даже избита эта схема. Но широкое употребление всегда сопровождает классику. А комбинация синего/голубого с желтым — это, безусловно, классика, а не временный тренд.
Некоторые находят данное сочетание банальным. Иногда его называют детским, наивным. Но всё зависит от оттенков, пропорций, способов применения. У этой схемы есть свои преимущества — не зря ведь она так популярна. Пару слов о плюсах.
Влияние обоих цветов смягчается, нивелируется. Комбинация этих цветов даёт возможность сформировать пространство с нейтральной температурой. Помещение выглядит и теплым, и прохладным одновременно. В нём приятно находиться” (https://www.domfront.ru/2019/10/sochetanie-zhyoltogo-s-sinim-i-golubym-v-interere/?ysclid=lb0jh7ln0668406527).
Так и есть. Именно такое переживание нейтральности и было целью Вещилова. Что он про это сочетание знал, можно судить по названию и по клиновидности вниз всех солнечных бликов вместе.
Там рядом всё Капри живописуется… А он всего на 1000 км севернее того места на Средиземноморье, где живу я у самого моря. Это немного, думаю. И с солнечными бликами дело обстояло и для Вещилова и для меня одинаково. А у нас – жарко очень. Так что я на закате на море хожу. Но иногда всё же прихожу и раньше. И меня кое-что удивляет неизменно. Что?
Раньше я жил в Одессе. Это ещё на 1000 км севернее. Там место моей работы было на берегу моря. Так во второй половине дня солнечные блики мне виделись в виде клина остриём вниз, как и у Вещилова. А вот когда теперь я вечером прихожу на море, то такого клина не вижу. Вижу ровный столб бликов. И удивляюсь каждый раз. Но! Я вижу этот самый клин остриём вниз, если случается прийти не вечером, а чуть после полудня, когда солнце высоко.
Ну и блики при этом белые, а никак не с желтизной.
Но желтизна понадобилась замыслу Вещилова передать переживание нейтральности. Что делать? Он в название вставил вечер, уму разрешающий желтизну.
То есть, хоть Вещилов и нашёл удачное выражение слабой эмоциональности, но оно сделано от ума и шаблонным образом.
Любопытно сравнить этот мой разбор с разбором на дзен-канале “Живопись” (я сужу о соотнесённости текста там с репродукцией по длинным тире в центре текста, обрамляющих с начала и конца этот текст и эту репродукцию):
"Сохранив эффект мгновенного впечатления, художник превратил свой пейзаж в эстетическое блюдо с богатым букетом эмоций [слабой эмоциональности, по-моему] долгим послевкусием. Любуясь этой работой, мы постоянно находим нечно новое, интересное, необычное [а по-моему, банальное, детское]. Раскрывающее вид идиллического курортного ландшафта чуть иначе, чем нам виделось до [понимать надо, что до была – “Марина Гранде. Капри”]. Эта картина - настоящий бриллиант, который всякий следующий раз играет новыми гранями красоты, стоит Вам устремить к нему свет Вашего внимания...”.
Не исключаю, что, несмотря на длинные тире, продолжается разговор про берег, а не про море без берега. Чего не бывает… То есть про это вот.
Вещилов. Марина Гранде. Капри. 1920-е. Картон на оргалите, масло.
Фрагмент.
Эта картина моего внимания не остановила, потому что обыкновеннейший импрессионизм. Даже не русский его извод, называемый новым, из-за отказа от формулы обыкновенного идеостиля импрессионизма: хвала абы какой жизни. Русский отказался от абы какой. Осталось одно красяво. Так у Вещилова этот полипник города, толкотни волн и теснящихся скал есть как раз та самая абы какая (невзрачная) жизнь. А хвала в виде открытого цвета как-то и не неожиданна. Обыкновенное эпигонство.
Или я всё ещё не могу отойти от злости на неоправданную хвалу этому художнику, добавленную, вот, в новом для меня месте…
28 ноября 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/Y4SWQpxNMkL8vmyM
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |