С. Воложин
Вещилов. Иоанн Грозный после казанских побед.
Прикладной смысл.
Поточнее описать историческую бутафорию. |
В чём ещё торжество Репина
Главное торжество Репина в том, по-моему, что он, не ведая этого вполне, был настоящим реалистом.
Настоящий реализм у меня лично отличается от общепринятого. Для меня это идеал истины о социуме. Мерзко недалеко от науки. Даже подключение подсознательности к такому идеалу не отдаляет такой реализм от нехорошей близости к науке. Там тоже работает сперва интуиция. Зато отличие – колоссальное. Истины науки всё время устаревают (не умирая, правда, насовсем). Законы Ньютона оказались частным случаем для малых скоростей. А вот истина о социуме, даже если она оказывается ложной, своей ценности в искусстве не утрачивает. Потому что она, будучи подсознательной угадкой, обеспечивает ТАКУЮ органичность творению, что это ценится вообще всегда. Род победы над временем. Вечная слава.
Что такое органичность?
Это когда в максимуме каждый элемент произведения говорит об “идее” целого произведения. Подсознательный идеал (здесь – истины о социуме) есть как бы заменитель боговдохновения. А Бог – всесилен. Вот и подсознательный идеал (здесь – истины о социуме) настолько силён, что обеспечивает огромность числу элементов, говорящих о целом. Гений – обеспечивает больше, чем талант, талант – обеспечивает больше, чем способный.
И с таланта, наверно, начиная и вниз обеспечивается – всё меньше – всё меньшая и меньшая органичность не только произведений неприкладного искусства (рождённого подсознательным идеалом, сознанию не данным), но и прикладного (рождённого осознаваемым замыслом). Там тоже органичностью распоряжается подсознание, только не в ранге подсознательного идеала.
Мне так везло, что мои встречи с картинами Репина раз за разом заставляли меня приходить к выводу, дескать, эта – настоящий реализм. Первой такой был портрет Николая Второго (1896) где-то вскоре после восшествия на престол – душка. Иными словами: не такому править Россией. Что оказалось прозрением будущего. “Бурлаки на Волге” (1873) – народ расправляет свои могучие плечи (Это когда передвижники в массе своей о несчастном народе плакали). – Опять прозрение. “Крестный ход в Курской губернии” (1883) – народ-то не богомольный скоро станет. – И снова прозрение.
Но. Из-за подсознательности актов попадания Репина в настоящий реализм, его сознанию этот реализм-провидение дан не был. А была дана его сознанию близость к науке. Какими были первые в литературе России утрированные вещи такой ориентации – физиологии разные (“Физиология Петербурга”, скажем).
Поэтому для него была неощутима якобы научная устремлённость его “личного ученика” Вещилова, исторического живописца, который аж "решил получить специальное историческое образование и в 1908 г. закончил Императорский археологический институт в Санкт-Петербурге” (https://dzen.ru/media/religionmuseum/zabytaia-istoriia-utrachennaia-slava-konstantin-vescilov-i-ego-istoricheskie-polotna-628f4e244f5351769bca9ca2).
А эта ориентация принципиально неверна для художника.
Так торжество Репина в том, что он только сознанием был слеп по отношению к Вещилову. Впрочем, высказываний Репина о его творчестве нет. Просто он его приютил жить у себя по бедности того, когда тот учился. Может, эта околонаучная основательность Вещилова проявлялась рано и импонировала Репину. "Ещё студентом Константин Вещилов определил для себя главное направление творчества – историческая тематика” (Там же).
Вещилов. Иоанн Грозный после казанских побед. 1904.
Так же, за научную основательность, наверно ценили и в Академии. За вот эту картину он "получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу” (https://vk.com/@macternashylke-veschilov-konstantin-aleksandrovich-18771945).
По-видимому, изображено, как "после разгрома Казанского ханства часть татар (преимущественно знатных) перешла на службу к русскому царю и получила некоторые привилегии в торговле. Иван Грозный пожаловал татарам владения в г. Романове (ныне Тутаев Ярославской области) на Волге, а впоследствии упорствовавших в исламе татар переселили оттуда в Кострому, где, по-видимому, уже существовала небольшая татарская диаспора” (https://www.facebook.com/Kostroma/posts/317809861692643/).
В Костроме есть похожая церковь – Церковь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Она, правда, построена в 1681—1687 годы, через 100 лет после смерти Ивана Грозного, но, возможно, она похожа на сгоревшую деревянную и возведённую в 1562 году, за 22 года до его смерти. В Академии Вещилову или простили, или учли невольную неточность. Или даже не заподозрили.
Верно применена тюбетейка:
То же с женским головным убором:
То же с малахаем:
Но всё это не имеет никакой художественной ценности. Особенно, если художественным считать ЧТО-ТО, словами невыразимое, лишь едва-едва улавливаемое в реалистических полотнах Репина, учителя Вещилова.
Такими же можно предположить и другие его исторические картины. Не зря пишут:
"…нет-нет да и отметят, что его огромные исторические полотна тяжелы и пусты, герои театральны, композиции хаотичны и надуманны. Критики с удивлением отмечали, что эти грандиозные работы значительно уступают его же небольшим лирическим пейзажам и маринам” (https://dzen.ru/media/religionmuseum/zabytaia-istoriia-utrachennaia-slava-konstantin-vescilov-i-ego-istoricheskie-polotna-628f4e244f5351769bca9ca2).
Но. Раз терпимы лирические пейзажи… То что делает пустой увеселитель соответствующей публики на Дзен-платформе? – Он неумеренно хвалит Вещилова общими словами, не озабочивая себя и читателей ни йотой анализа и выдаёт и выдаёт эти лирические пейзажи.
Фу.
Не знаю, или это у меня неосознаваемая враждебность к пустым переписываниям из интернета в свою статью слов о художнике… но моего внимания не остановила ни одна репродукция, подобранная увеселителем. Плохо, если это от неосознаваемой злобы. Но факт таков. На меня – к моей радости – не действуют картины, созданные с единственной целью: сделать красяво.
Если предположить, что красяво – дорого ценится, то можно в порядке упрёка художнику (а художники ведь перед Вечностью предстают, как мы все, отвечая за жизнь свою, предстанем перед Богом на Страшном Суде), то можно переписать его грехи перед Искусством в… ценах.
"Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Константина Вещилова входит живопись, проданная за пределами РФ — в Германии и Великобритании. Третий в ценовом рейтинге результат был достигнут летом 2019 года в лондонским аукционном доме MacDougall’s: картина “По дороге из церкви” (холст, масло) была продана за $98 974. Второе место ценовых рекордов художник делит с аукционом Hampel из Мюнхена: холст “Ссора среди бояр” (масло) ушел с молотка за $117 953 в 2008 году. Самая дорогая работа художника была продана на Sotheby's в 2011 году: живопись “Полуденное солнце, Крым” (холст на доске, масло) перешла к новому владельцу за $122 830.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 495 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 458 работ, графика — 34 работы, смешанная техника — 3 работы. Средняя стоимость проданных работ — $15,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $4,99 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 320 к 175 (65 % всех торгов завершились продажей).
Работы Константина Вещилова имеют 30 повторных продаж — серьезный результат для русского художника, с таким же высоким положительным среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) — 45,6 %. Если посмотреть на период владения работами художника (срок между двумя продажами), имеющими в итоге положительный CAGR, он будет в среднем равен полутора годам. Тогда как сделки, принесшие владельцу работ Вещилова убыток, разделяет в среднем четыре года. Отметим, что среди успешных продаж также находятся все работы, приобретенные ранее до $1 тыс. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 132 % – другими словами, продавцы в среднем получили сумму на треть больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 32 % продаж.
Складывается впечатление, что все успешные (по итогу) обладатели работ Константина Вещилова знали, когда покупать и когда продавать — об этом говорит спекулятивный характер сделок, часто проведенных через один аукционных дом или в пределах одного года. А те владельцы, которым повезло меньше, метались между странами и аукционными домами и зачастую руководствовались распространенным принципом “работа есть — отчего не продать”. В итоге угадать не получалось ни с тем, ни с другим.
Для авторов, имеющих более 100 аукционных продаж, на волатильном рынке (в т.ч. и российском) очень важно смотреть разрыв между топ-продажей и, скажем, десятой по счету. У большинства авторов этот разрыв составляет более 100 %, другими словами, есть некая “общая масса” работ и несколько намеренно спекулятивных сделок, совершенно не отражающих рынка, но сделанных с целью подогреть интерес и улучшить общую статистику художника. Порой подобный разрыв наблюдается даже в первой тройке аукционных продаж. Вещилов на этом фоне — редкое исключение: самая дорогая его работа была продана за $122 830, десятая сверху — за $74 328 (62 % топ-стоимости), двадцатая — за $48 404 (64 % стоимости 10-го места в рейтинге).
Приведенные ценовые показатели, а также то, что 20 топ-продаж художника разбросаны по времени на 16 лет, а не сконцентрированы вокруг определенного периода “моды на художника”, вместе говорят о том, что рынок Константина Вещилова сбалансирован. Однако любой баланс нуждается в поддержке: для активизации положительной ценовой динамики сегодня художнику не хватает персональной выставки в ведущем российском музее, а также планомерной работы частных коллекционеров по его продвижению. Объединят ли усилия текущие владельцы работ или те, кто приобретет Вещилова в ближайшее время, увидим в недалеком будущем.
На текущем, 347-м AI Аукционе выставлен “Морской пейзаж” (конец 1930-х — 1940-е).
Патриция Семенюк
Денис Белькевич”
(https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200914_veschilov_artist.html).
25 ноября 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/Y4DwIW1Z71GFJ8dS
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |