С. Воложин
Вегенер. Сатир и нимфа. Из серии “Удовольствия Эроса”.
Художественный смысл.
Бегство в метафизическое иномирие из Этого преплохого мира. |
Почему это не порнография
Герда Вегенер. Сатир и нимфа. Из серии “Удовольствия Эроса”. 1917. Гравюра.
Потому что элементы гравюры более или менее хорошо укладываются в формулу происхождения катарсиса идеостиля модерн.
Общая формула рождения подсознательного катарсиса для всех стилей такова: 1-е противочувствие (осознаваемое) + 2-е противочуствие (осознаваемое) = катарсис (подсознательный). Для идеостиля модерн – такое: одушевлённое, выглядящее, как мёртвое + неодушевлённое, выглядящее, как живое = подсознательный идеал принципиально недостижимого метафизического иномирия.
Неодушевлённым (без человеческой души) считаем в данной вещи сатира, траву, куст, дерево. Живость их в тенях тела сатира, в игривости его взгляда, смотрящего на зрителя, в цветочках травы, в извивах листьев куста, в суперизвивах ствола дерева. Мёртвость одушевлённой нимфы в похожести оргазма на смерть (как написала Франсуаза Саган: "Я умирала, я должна была умереть и не умирала, я теряла сознание”), в почти отсутствии теней на теле.
Свойство подсознательного катарсиса – осознаваемое всё же переживание восприемника, что ему сказано ЧТО-ТО, словами невыразимое. Очень тонкое переживание. Не сравнимое с переживанием от порнографии: и сильным и определённым.
Время создания – подходящее для крайнего разочарования вообще во всём Этом свете – идёт Первая мировая война. Убежать бы вообще из Этого мира. И, если дать образ метафизического иномриия, - “рассуждает” подсознание, формирующее идеал – то впечатление будет, что этот идеал достижим. И тогда – радость творчества! – Негатив превратился в позитив.
31 марта 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZCcTRENRbxW_CSoj?&partner_user_id=[object%20Object]
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |