Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Васнецов. Богатыри. Первый вариант.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Ещё из серии огрызаний на искусствоведов.

Вот, чего удостоился Васнецов, в лекции https://www.youtube.com/watch?v=S7r5BFubUd4 Четвериковой:

"Ещё одна работа, которая там [в музее деревни Поленово] хранится – это первый вариант “Богатырей” Васнецова. Причём – интересный факт – средний богатырь. Он кто? – Илья Муромец. Абсолютно точно.

Васнецов. Богатыри. Первый вариант.

Так вот поговаривают”, что – это легенда – что Илью Муромца Васнецов писал с самого Поленова.

Так что отчасти есть легенда, что Илья Муромец

это сам Поленов впереди”.

А вот, что написал когда-то об этой картине я:

“…русская исключительность, заключающаяся в том, что она горда невзрачностью своей. Может, никто из народов таким качеством не гордится, кроме русских. В этом и особый национализм…”.

С самого первого варианта это подтверждается. Голая степь перед богатырями. Ни высохшей травинки. И валуны. А холмы за ними не столько лесистые, сколько угрюмые. И небо – пустое.

О главной картине в другом месте у меня сказано:

“Явились "данью эстетическим нормам предшествующей эпохи" натурализм доспехов, лиц, коней, ёлочек переднего плана и далей плана заднего. А "свободой поэтического вымысла" стало соединение героев разных былин в одном месте и немыслимые очертания облаков и трав. Облака и травы, бездушные, смотрите, какие смятённые. А живые – истые монументы, "живое – застывает". – Стиль модерн”.

Подсознательный идеал художников стиля модерн – ницшеанство (они до крайности отчаивались наступлением кругом стандартизации* из-за индустриализации). Даёшь абсолютную свободу. И что мы видим в зародыше, в первом варианте от свободы? – Эту мятущуюся глину под ногами (мёртвое, как живое) и монументальность богатырей (живое, как неживое) .

22 января 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/esce-iz-serii-ogryzanii-na-iskusstvovedov-600b0b8841733326eba1fa6a

*- Вот, что удручающее мог видеть Васнецов в 1876 году в Париже.

Потолок дворца промышленности. Фото 1855.

Вокзал Сент-Лазар. Изображение 1877 года.

Париж. Ипподром. Изображенние 1878 года.

Не зря его потянуло вон из цивилизации. И он сделал такой набросок.

Васнецов. Первый набросок картины “Богатыри”, 1876.

Намёк на оживляж почвы, противоположный застылости живого и засилью прямых линий индустриальных строек Парижа, можно узреть в тех кругах каляках-маляках, что учинил на земле Васнецов. Но это – намёк на подсознательный идеал бегства из Этого мира скуки и стандартов . А сознание работало на создание русского стиля. Ибо с 1873 года уже собирался абрамцевский кружок в построенном в русском стиле флигеле.

В. А. Гартман. Мастерская. 1873.

4.09.2022.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)