С. Воложин.
Васнецов. Богатыри. Первый вариант.
Художественный смысл.
Ницшеанство. |
Ещё из серии огрызаний на искусствоведов.
Вот, чего удостоился Васнецов, в лекции https://www.youtube.com/watch?v=S7r5BFubUd4 Четвериковой:
"Ещё одна работа, которая там [в музее деревни Поленово] хранится – это первый вариант “Богатырей” Васнецова. Причём – интересный факт – средний богатырь. Он кто? – Илья Муромец. Абсолютно точно.
Васнецов. Богатыри. Первый вариант.
Так вот поговаривают”, что – это легенда – что Илью Муромца Васнецов писал с самого Поленова.
Так что отчасти есть легенда, что Илья Муромец
это сам Поленов впереди”.
А вот, что написал когда-то об этой картине я:
“…русская исключительность, заключающаяся в том, что она горда невзрачностью своей. Может, никто из народов таким качеством не гордится, кроме русских. В этом и особый национализм…”.
С самого первого варианта это подтверждается. Голая степь перед богатырями. Ни высохшей травинки. И валуны. А холмы за ними не столько лесистые, сколько угрюмые. И небо – пустое.
О главной картине в другом месте у меня сказано:
“Явились "данью эстетическим нормам предшествующей эпохи" натурализм доспехов, лиц, коней, ёлочек переднего плана и далей плана заднего. А "свободой поэтического вымысла" стало соединение героев разных былин в одном месте и немыслимые очертания облаков и трав. Облака и травы, бездушные, смотрите, какие смятённые. А живые – истые монументы, "живое – застывает". – Стиль модерн”.
Подсознательный идеал художников стиля модерн – ницшеанство (они до крайности отчаивались наступлением кругом стандартизации* из-за индустриализации). Даёшь абсолютную свободу. И что мы видим в зародыше, в первом варианте от свободы? – Эту мятущуюся глину под ногами (мёртвое, как живое) и монументальность богатырей (живое, как неживое) .
22 января 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
*
- Вот, что удручающее мог видеть Васнецов в 1876 году в Париже.Потолок дворца промышленности. Фото 1855.
Вокзал Сент-Лазар. Изображение 1877 года.
Париж. Ипподром. Изображенние 1878 года.
Не зря его потянуло вон из цивилизации. И он сделал такой набросок.
Васнецов. Первый набросок картины “Богатыри”, 1876.
Намёк на оживляж почвы, противоположный застылости живого и засилью прямых линий индустриальных строек Парижа, можно узреть в тех кругах каляках-маляках, что учинил на земле Васнецов. Но это – намёк на подсознательный идеал бегства из Этого мира скуки и стандартов . А сознание работало на создание русского стиля. Ибо с 1873 года уже собирался абрамцевский кружок в построенном в русском стиле флигеле.
В. А. Гартман. Мастерская. 1873.
4.09.2022.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |