Васильев О. Ранняя весна. Огонь в поле. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Васильев О. Ранняя весна. Огонь в поле.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Я попал в ловушку под названием

Олег Васильев

Мне удалось феерическим образом истолковать как ницшеанство несколько на первый взгляд, так сказать, реалистических картин. Я начинал писать статью за статьёй, совершенно не представляя, как я вывернусь с подведением этих картин под вдохновение таким идеалом. И это привело меня в какое-то нервное состояние: какое-то ненормальное везение. Что-то подозрительно. Почему мне везло? И тянет как бы заглянуть в бездну: ещё одну картину попробовать подвести под то же вдохновение. И ещё.

Или это мне хочется найти общую основу под эти подряд несколько удач? Как с футуризмом. Я открыл – да простится мне такое словоприменение – что коверкание натуры, скажем так, у всех футуристов происходило от подсознательной стеснительности, как бы от закусывания губы до боли, из-за вопиющих недостатков ими осознаваемо любимого прогресса.

Что общего с якобы реализмом у Васильева? – В каждой картине по-своему обнаруживалось отступление от натуры, сперва незаметное. Нервирует, что каждый раз иная незаметность, и добывается её обнаружение каждый раз как-то не гарантировано. Чуть меньше внимательности и догадливости – и всё: провал. Я ведь очень часто писать начинаю до того, как меня озарит. Я чувствую ЧТО-ТО в душе, что говорит мне: можно. И я приступаю к писанию статьи. Но с Васильевым хуже: я заставляю себя писать до этого ЧТО-ТО. И всё равно получается.

Вот к чему как нереалистическому можно придраться в такой картине?

Васильев. Ранняя весна. Огонь в поле. 1996. Холст, масло.

Хорошо, я догадался спросить поисковик: “пал травы ночью”.

Сразу видно, что Васильев извратил колорит картины с тёплого на холодный. Да и контрастности убавил.

А то я искал было нарушение в неравномерности выступов языков палов. Дальний язык, мол, слишком обогнал ближний в движении справа налево. Или в отсутствии дыма над отстающими краями ближнего языка.

Хорошо. Враньё я засёк. Но как оно работает на выражение ницшеанства? Надо как-то холодность колорита обыграть?

Ницшеанство очень циничное, негуманное мироотношение. Холодное. Может, тёплый колорит связывает пожар с сочувствием к горю людскому? Тогда холодный колорит как бы говорит людям: сами виноваты.

"Травяной пал – это настоящее стихийное бедствие. И всему виной — опасная и неразумная традиция поджигать весной сухую траву на полях: “как хорошо, быстро убрали прошлогоднюю траву и удобрили почву золой”" (https://likorg.ru/post/pochemu-travyanoy-pal-eto-stihiynoe-bedstvie).

И что: я опять вывернулся?

- Вряд ли. Ницшеанство – мироотношение экстремистское, а в смене тёплого колорита на холодный ничего соответствующего нет.

- Не скажи, оппонент. Взглянуть на беду для многих с презрением, как бы через синее стекло… Это экстремизм, только духа, а не действия.

Вообще, за экстремизм духа надо предполагать в авторе человека не обычного, а сверхутончённого, как бы с истончённой кожей, как у карточных шулеров на пальцах. И через сверхутончённое восприятие можно, думается, в тишине прозреть образ метафизического иномирия. А как художнику нарисовать тишину? – Не нарисовать ничего – пустой холст. Или, если всё же нарисовать, то вид в иллюминаторе самолёта, выныривающего из тучи.

Васильев. Тишина. 2002. Холст, масло.

28 января 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/ia-popal-v-lovushku-pod-nazvaniem-oleg-vasilev-61f430eb1bd7663467e1b19b?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)