С. Воложин.
Васильев О. Картины.
Художественный смысл.
Ницшеанство. |
Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу
А вдруг я ошибся?
Вчера, случайно, мне привелось (см. тут) как бы разбить ладонью очередной кирпич. Я взял первый подвернувшийся натюрморт Юона и – с большим трудом – доказал вечное (из-за всегдашнего отсутствия подсознательного идеала) насмешничанье художника и в этом натюрморте. И меня поразила мысль: раз так трудно было докопаться до скрытого, - как и с якобы реалистическими картинами Олега Васильева, - то, может, это потому, что и Юон, и Васильев одинаково не имеют подсознательного идеала и потому осознанно прячут загадку очередной вещи, зная, что, чтоб считаться художественной, вещь должна содержать что-то спрятанное. У Юона это насмешка, а у Васильева – Неизвестное, стоящее за известным. А что? Ницшеанству (с этим своим Неизвестным) в ХХ веке было уже 100 лет. Оно вполне после первых откровений Васильеву о ЧЁМ-ТО, словами невыразимом, могло проникнуть в его сознание, и он вполне мог стать простым иллюстратором ницшеанства.
А ну, подвергну себя (и его) испытанию ещё одним якобы реалистическим произведением.
Васильев. Дорога. 1988. Холст, масло.
Вейник, васильки, ромашки… Это явно придорожный холм. Потому такой натурализм на переднем плане. Клоки тумана в низине.
Из-за того, что клоки, мимо них видно очень далеко: конец низины и некое плато над нею, перелески там, дикие и насаженные полосами. Лесостепь.
Так странность, наверно, в том, что, кроме клоков тумана, всё-всё погружено тоже в некий почти прозрачный туман. Ясности – нет! Может, это и есть образ Неизвестности метафизической, что за Этим, физическим миром? – Просто. Без всякого прятания.
Тогда что: опыт не удался? Иллюстраторство налицо.
А ну ещё.
Васильев. Озеро.
Тут всё очень эскизно. Может, брошено неоконченным. Почему тени нет от поручня?
Васильев. Тёплый день ранней весной. 1974.
А тут в лоб немотивированная темнота в светлом берёзовом, ещё без листьев, лесу.
Васильев. Я там долго сидел…
Тут же в лоб противоестественная мутность. Не думать же, что странность в какой-то горизонтальной лиане, что ли, слева, с которой что-то свисает.
Как-то не заморачивается прятанием странностей Олег Васильев…
Может, это потому, что ещё до отъезда в США (1990-м)?
А может, я просто за ним никогда не угонюсь – он всегда другой…
1 февраля 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@narod.ru) |