Отклики на файл
Уроки понимания
Из сайта «Живой Журнал».
Магия чёрная и
белая
Лорд-толкователь
Соломон Воложин в конце книги "Уроки
понимания" обсуждает фильм 1984 года
"Магия чёрная и белая".
Кто не в курсе, этот фильм по построению - типа "Гостьи из будущего",
только гостья там не из будущего, а из культовой Прибалтики.
Эффектность “явления”
подчеркивается комически утрированной реакцией школьников - они завороженно-молча и дисциплинированно-сидя
вытягивают шеи синхронно вправо, чтоб между головами впереди сидящих
рассмотреть “чудо”.
И она, Эльвира, сразу стала
лидером в классе. И среди девочек, и среди мальчиков.
Она бы не смогла лидером стать,
если б масса не была подготовлена. Ориентация на культуру реяла в воздухе. И не
только между детьми.
Ну дальше Воложин там доказывает, что одного факта происxождения из Прибалтики
недостаточно, чтобы считаться чудом.
И чтоб не было обид в съемочной
группе (на случай, если шпилька обнаружится) - для изображения литовцев не были
приглашены литовцы. Их играют - русские.
Наверное, автору, подписавшемуся жителем Каунаса, лучше знать. Хотя мне,
конечно, лень пересматривать классическую
точку зрения на Таллин, как милый берег родного дома.
Лучше перейдем к другой стороне вопроса - теме хобби:
А в сюжете фильма наиболее
явственно ориентация публики на культуру проявляется в том, что дети - все -
имеют хобби. Обнаруживается это тоже под влиянием ультракультурной
Эльвиры. Она подала идею, что двое (во всем классе) двоечников потому плохо
учатся, что не имеют никаких внешкольных интересов.
- А у тебя есть какой-нибудь
интерес?- спрашивают ее.
- Музыка,- отвечает Эльвира.
- А у меня - собака,- не захотел
отстать один мальчик.
- А я марки коллекционирую,-
вступил в соревнование второй.
- А я кактусы выращиваю,-
откликнулась колоритная лупоглазая с нелепо торчащими
косичками девочка.
В общем, решили, чтоб Эльвира
взяла шефство над двоечниками: заразила бы их своей музыкой. Иначе - их не
возьмут летом в турпоход, обещанный классным руководителем. Те - подчинились
попробовать заразиться. Она - согласилась попробовать их увлечь. Но ее музыка
оказалась - классической, и вводила их в нее Эльвира неумело. Им не
понравилось. Они пошли к другим пытаться увлекаться. И в этом заключается
фильм.
Кругом перед глазами двоечников
(они, кстати, единственные, кто устоял перед культурными чарами Эльвиры)
предстала ложность увлечений, самообман увлекающихся.
Хорошо это обнаруживают
высокопарные речи мальчика-коллекционера. Еще ярче - в однотипных повторениях:
“Музыкой человек стал заниматься еще в древности”, “Марки люди коллекционируют
с древности”, “Кактусы люди стали выращивать еще с древности”...
Вот эта психология хобби нам теперь, кстати, уже не очень понятна. Сейчас
нормальным считается "интересоваться всем". Конечно, от человека
зависит, что будет основными точками в его картине мира, а где он ограничится
пунктиром, но... Но если у него есть хобби, то он как-то стремится доказать его
общезначимость: мол, структура марок в моём альбоме в
общих чертах соответствует структуре мироздания, потому я их и собираю. В то
время, как до перестройки поощрялись узкие увлечения.
Они могли быть многочисленными и разнообразными, но при попытке собрать из них
целое была опасность заинтересоваться чем не следует.
При этом, в фильме предвидятся некоторые несуразицы
переходного периода.
Ну, какую роль в извращении идей перестройки сыграла Прибалтика, пояснять не
требуется.
А что касается коллекционирования марок, то тут хорошо написал kirillankudinov:
Девяностые годы
могли бы быть десятилетием счастья, а стали десятилетием кошмара - и именно
из-за "пафоса меньшинств", отравившего всё, из-за этой мегаваттной демагогии, транслировавшейся по всем тогдашним брабадукторам. "Пафос меньшинств" напрочь отравил
для России идею либерализма - и надолго (при том, что
этот пафос - АНТИлиберален по своей сущности). Ни
один вопрос было нельзя разумно решить - всё перекрывал истерический вой
"инициативных меньшинств".
Диалог между обществом и идеологами власти от интеллигенции проходил тогда
примерно по такому сценарию...
-Рухнул дом, двадцать стариков умерли от голода, снова отключили
электричество.
-Зато филателистам живётся хорошо.
-Воры ограбили десять квартир, а в одной квартире застали семью хозяев и
вырезали всю. Вместе с детьми.
-Зато нумизматов государство больше не обижает. А в 1973-ем году трёх
нумизматов посадили за валютные махинации. Вот это - позор.
-Пришли бандиты и сказали, что через неделю всех нас выселят.
-Зато вчера состоялся международный симпозиум филокартистов.
-Но позвольте... Международные симпозиумы филокартистов проводились и в
советские времена...
-То были плохие, нехорошие филокартисты, то есть просто филокартисты, то
есть филокартисты-конформисты. А мы провели симпозиум хороших филокартистов, филокартистов-мастурбаторов-фетишистов. Таких
при совке преследовали...
И так далее...
Вот и народ из фильма пришёл к выводу, что хобби - это единственное, что у них
есть. Поэтому надо срочно привести в порядок свои хобби и конвертировать их в
реальные преимущества.
Как сказал Чёрный Лукич:
Продана,
продана девушка хорошая.
Продана, продана детская печаль.
Проданы бусы не беда, что ношены,
Всё продали - больше нечего терять.
Незаметно поднималось злое,
Незаметно заливало всё, что было вокруг...
Добавлю, что как
человек, живший в девяностые годы, слишком хорошо знаю, что речь не шла даже об
идее "защиты меньшинств как таковых" (какова бы ни была эта идея и
как к ней ни относиться, но это - по крайней мере, последовательная идея; а
"пафос меньшинств" был не идеей, а демагогией).
Те из филателистов, нумизматов и филокартистов, которые в девяностые годы
оказывались не в том месте и не в тот час, вполне разделяли судьбу большинств.
Так и в фильме, большинство из них "разделило судьбу большинств":
Неслучайны и неудачи,
преследующие всех этих горе-хоббистов: у “химика” -
взрывается шалаш-лаборатория; кактусы - укалывают; собака, которую выдает за
породистую мальчик, любитель собак,- явно дворняга; неубедительно представлена
ценность той марки, которую коллекционер выменивает на свои четыре.
Хотя "мораль" этого фильма в финале кажется не совсем удачной:
Интересны, например,
Псы породы бультерьер
Стрелы каменного века
Ярких звезд далекий свет
Но интересней человека
Ничего на свете нет!
Ведь если интересен человек, то возникает вопрос: какой именно человек
интересен особенно? Наверное, всё тот же Чубайс. Потому что у него с детства
есть хобби - электричество, и он смог подняться на этом хобби. А у кого нет
такого хобби - неинтересен. Ну и пошло-поехало по
новой.
Прелестинка сформулировал лучше:
люди наощупь приятней чем звёзды
звёзды большие скопления пыли
скоро большой пылесос заберёт их
а люди будут есть и были (стр.7)
В принципе, мысль та же, но умело обходится ведущее в тупик понятие
"интерес" - которое мы привыкли понимать именно как застойное
"хобби", узкий интерес.
http://dia-de-pescados.livejournal.com/235445.html
На объект откликов: Уроки понимания