Татлин. Контррельеф. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Татлин. Контррельеф.

Художественный смысл.

Так скоро жить не будут!

 

Предчувствие победы угнетённых

Да простится мне, если я где-то натяну…

А я не нашёл достойную репродукцию, при которой написаны были пронзительные слова:

"Критик о контррельефе “Ночная чайная” Татлина: “Здесь из куска грязных обоев, из прокопченных дощечек создается то настроение серого и грязного кошмара, какое, действительно, живет в ночных чайных” (https://fund.mipt.ru/upload/iblock/4ca/4ca2adc951a086c1121d175075c6a679.pdf).

Мне кажется, что подходит такая, хоть при ней иное название.

Татлин. Контррельеф. 1913. Дерево, металл, кожа.

Тут металл, по-моему, нечто стального цвета. Кожа – это шмат внизу справа. А дерево – что-нибудь из оставшегося, может, та основа, замызганная, на которой всё расположено.

А ещё в другом месте есть такие слова:

"…один из ранних рельефов Татлина, показанный на выставке в его мастерской в мае 1914 года, имел название “Ночная чайная”. Рецензенты описывали это произведение так: “Обломок нестроганной доски. К ней вверху и внизу в наклонном положении приложены две закопченные дощечки. Внизу приделана небольшая деревянная трубочка... здесь из куска грязных обоев, из прокопченных дощечек создается то настроение серого и грязного кошмара, какое, действительно, живет в ночных чайных”. В дальнейшем Татлин отказался от любых литературных, психологических аллюзий в своих материальных подборах. Однако ранний этап запечатлел важный момент, связанный с особенностями живописных скульптур: диссонанс двух элементов — зрительного ряда и названия, соединенных друг с другом ускользающей, неочевидной, субъективной цепочкой ассоциаций” (https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4524851).

Татлин “кричит”: “Так жить нельзя! И так скоро жить не будут!”

Потому что придёт вот-вот революция и всё это перевернёт.

Да, сопроводится это большой кровью. Плохо. Очень плохо. Но что поделаешь? Это лучше, чем оставлять по-прежнему.

Я взял в кавычки “кричит”, потому что это подсознательный идеал коммунизма кричит. У того нет слов.

И тут, - в этом переходе из холста в третье измерение и в фактуру, - нет посыла, какой был у Пикассо при таком же переходе. Пикассо опять настигло несчастье: умерла любимая. И он этим выплеском вон с холста выражал иной идеал – бегство (хоть созданием катарсического выражения бегства) в метафизическое иномирие из Этого мира, ужасного тем, что в нём есть законы, в том числе физические, из-за которых в принципе есть смерть, что непереносимо для Пикассо. Такой вот он индивидуалист.

27 июля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZMKHcb3omzRg0xOc

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)