С. Воложин
Татлин. Контррельеф.
Художественный смысл.
Так скоро жить не будут! |
Предчувствие победы угнетённых
Да простится мне, если я где-то натяну…
А я не нашёл достойную репродукцию, при которой написаны были пронзительные слова:
"Критик о контррельефе “Ночная чайная” Татлина: “Здесь из куска грязных обоев, из прокопченных дощечек создается то настроение серого и грязного кошмара, какое, действительно, живет в ночных чайных” (https://fund.mipt.ru/upload/iblock/4ca/4ca2adc951a086c1121d175075c6a679.pdf).
Мне кажется, что подходит такая, хоть при ней иное название.
Татлин. Контррельеф. 1913. Дерево, металл, кожа.
Тут металл, по-моему, нечто стального цвета. Кожа – это шмат внизу справа. А дерево – что-нибудь из оставшегося, может, та основа, замызганная, на которой всё расположено.
А ещё в другом месте есть такие слова:
"…один из ранних рельефов Татлина, показанный на выставке в его мастерской в мае 1914 года, имел название “Ночная чайная”. Рецензенты описывали это произведение так: “Обломок нестроганной доски. К ней вверху и внизу в наклонном положении приложены две закопченные дощечки. Внизу приделана небольшая деревянная трубочка... здесь из куска грязных обоев, из прокопченных дощечек создается то настроение серого и грязного кошмара, какое, действительно, живет в ночных чайных”. В дальнейшем Татлин отказался от любых литературных, психологических аллюзий в своих материальных подборах. Однако ранний этап запечатлел важный момент, связанный с особенностями живописных скульптур: диссонанс двух элементов — зрительного ряда и названия, соединенных друг с другом ускользающей, неочевидной, субъективной цепочкой ассоциаций” (https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4524851).
Татлин “кричит”: “Так жить нельзя! И так скоро жить не будут!”
Потому что придёт вот-вот революция и всё это перевернёт.
Да, сопроводится это большой кровью. Плохо. Очень плохо. Но что поделаешь? Это лучше, чем оставлять по-прежнему.
Я взял в кавычки “кричит”, потому что это подсознательный идеал коммунизма кричит. У того нет слов.
И тут, - в этом переходе из холста в третье измерение и в фактуру, - нет посыла, какой был у Пикассо при таком же переходе. Пикассо опять настигло несчастье: умерла любимая. И он этим выплеском вон с холста выражал иной идеал – бегство (хоть созданием катарсического выражения бегства) в метафизическое иномирие из Этого мира, ужасного тем, что в нём есть законы, в том числе физические, из-за которых в принципе есть смерть, что непереносимо для Пикассо. Такой вот он индивидуалист.
27 июля 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZMKHcb3omzRg0xOc
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |