Тальберг. Берегите жизнь на Земле. Смитсон. Спиральная дамба. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Тальберг. Берегите жизнь на Земле.

Смитсон. Спиральная дамба.

Художественный смысл.

Реализм: нет перспективы у СССР. Постмодернизм: нет ничего, достойного быть идеалом.

 

Надо, надо, надо нам, ребята, жизнь красивую прожить, тра-та-та

Я в своей насмешке пляшу от таких слов:

"Вместо замкнутых одноэпизодных картин художники разрабатывали живописные композиции, в которых сочетаются разновременные эпизоды, объединенные не столько последовательностью действия, сколько внутренним смыслом. Здесь имел место отказ от “западной” системы построения монументальной живописи, в которой изображается единовременный эпизод, в пользу “восточной”, не имеющей единства времени и места” (https://sias.ru/upload/iblock/363/sbornik-nauchnaya-vesna_10-razvorotami-_1_.pdf),

относимых, в частности, к витражу вот этому.

Тальберг. Берегите жизнь на Земле. 1971. Витраж.

И что ж это за “западная”?

Смитсон. Спиральная дамба. 1970.

На северном берегу Большого Солёного озера в штате Юта, США, создана дамба из глыб чёрного базальта; ныне её состав естественным образом дополнили грязь и соль. Длина дамбы — около 450 метров, её ширина — около 4,5 метра, наибольшее удаление от берега — 170 метров. Первоначально спираль выглядела чёрной на кроваво-красном фоне. Красный оттенок воды вызван наличием бактерий и водорослей, прекрасно чувствующих себя при огромной солёности 27 %. Также на выбор этого места повлияли явно анти-пасторальная красота: промышленные остатки Национальной исторической местности “Золотой костыль” (в 24 километрах), старый причал и несколько неиспользуемых нефтяных буровых установок поблизости. "Спиральная дамба — это взлётная полоса в Ничто, а человек, прошедший её до конца, видит то же самое, что и в начале: воду, хлопья пены, соль, базальтовые глыбы. Этот внешний путь ни к чему не приводит… это время, перед которым всё становится маленьким и незначительным” (Википедия).

Постмодернизм, короче: нет на свете ничего, достойного быть в ранге идеала.

Так это хотя бы ясно.

Не то у Тальберга, отталкивающегося своей “восточностью” от “западности”.

"В отличие от станкового искусства, в котором давление идеологии ослабилось, у предметных форм, связанных с интерьером и бытом, архитектуры и монументальных форм искусства, связанных с внешним и внутренним архитектурным пространством, установка на “идейность, партийность, народность” не менялась. Однако борьба за свободу творчества была свойственна и монументалистам, с единственным отличием – она проходила в официально признанном порядке. То есть художник-монументалист не занимался радикальными экспериментами, но пытался добиться признания его метода работы и концепции допустимыми со стороны руководства.

Изменился материал, из которого выполнялось произведение монументально-декоративной живописи [вот – витраж]… продолжение “классического” языка реалистической живописи… монохромность, уравновешенность в распределении масс, плоскостное решение изображенного, при котором визуально сохраняется плоскость стены, но за счет насыщенности и глубины в пространстве изображенного стене придается большая “емкость”. В такого рода монументальных композициях наряду с повествовательностью может присутствовать символическое начало; композиции, как правило, не имеют разработанного фона, в них могут сочетаться разномасштабные фигуры и предметы” (Там же).

Пойди туда – не знай куда.

Хрущёв-то хоть планировал догнать США по мясу и молоку на душу населения. А теперь что?

7 июля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZKh5by2Tyz1eYD7K

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)