С. Воложин
Светлов. Сулико
Художественный смысл
Недоразумение, что красные с анархистами воевали. |
Фантазёр.
Фантазёром обозвали меня за предыдущую статейку о Светлове. А вообще, можно за каждую так обозвать. Когда-то, в несознательные времена, я для себя решил, что искусство – это когда еле уловимые мелочи – главное. Теперь я искусством, неприкладным, называю то, что создано всем человеческим организмом, в том числе и подсознанием. И вот я, мол, такой умелец, что могу переводить из подсознания в сознание. Ну чем не фантазёр? Не каждый же и заметит иную мелочь, тем более – не свяжет с ней громадное – идеал.
Вот я читаю такой кусок из стихотворения Светлова "Сулико" (1953), - в переводе с грузинского "душечка", - посвящённое жене, Родам Амирэджиби, на которой он женился после войны. На войне он был корреспондентом и, фантазирую, привёз с неё эсэсовский пистолет (Pistole 08 или Walther Pistole 38 - http://militerra.com/index.php?option=com_content&task=view&id=909&Itemid=48):
А спустя два десятка лет — Это рядышком, погляди! — Я эсэсовский пистолет Отшвырнул от твоей груди... |
Так я так фантазирую, про что это.
Светлов был бабник (вычитал я), и жена из-за этого раз чуть не покончила с собой этим вот пистолетом. А в конечном итоге ушла от него и вышла замуж за другого (это вот я тоже вычитал; я дальше буду помечать, что не фантазия). Но в тот раз он ухода её ещё не предвидел. А её – любил, несмотря на увлечения свои. И считал это достаточной причиной ревность жены оценивать молодой глупостью. Поэтому он эту глупость её сравнил со своею молодой глупостью, когда он вступил в Первый екатеринославский территориальный пехотный полк, созданный для борьбы с окрестными бандами (http://a-pesni.org/grvojna/poesia/svetlov.php), махновцами то бишь, с начала 1920 года дравшимися с Красной Армией (http://ad-crimea.livejournal.com/25537.html). Вот как сравнил:
Я веду тебя, Сулико, В удивительные края. Это, кажется, далеко — Там, где юность жила моя. Это было очень давно... Украина... Сиянье дня... Гуляй-Полем летит Махно И прицеливается в меня. Я был глупым птенцом тогда, Я впервые узнал, поверь, Что наган тяжелей куда, Чем игрушечный револьвер. |
Не то, чтоб именно Махно, но махновец целил. А герою тогда тоже пришлось, как и теперь с женою, принудить махновца не целить.
Но что ж тут похожего?
Что зря махновец целил. В своего целил. Тоже в по сути анархиста. Ибо только анархизм и ведёт правильно в коммунизм. И недоразумение, что красные с анархистами воевали. Но понято это было Светловым позже, когда вырос из птенца в летающую птицу.
Теперь, в 1953 году, он осмеливается – пусть и очень по-тёмному – признаваться в этом, потому что только-только умер, наконец, Сталин, можно сказать, главный централизатор власти и организатор забвения того, что к коммунизму – безгосударственности – анархизм ближе.
Но "я" не осознаёт, что он осмелел насчёт Махно только сейчас. Судя по дальнейшему в стихотворении, он думает, что он был безрассудно смелым всегда, за что его все считали нескончаемо молодым (что так и было). И любили за то все.
Жил я, страшного не боясь, Драгоценностей не храня… |
Потому он и теперь увлекает жену в своё смелое прошлое времён гражданской войны – чтоб её любовью к смелому победить её ревность.
6 ноября 2014 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/250.html#250
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |