С. Воложин
Светлов. Живые герои
Художественный смысл
Хорошо, чтоб не революция была Мировая, а эволюция. По Прудону, а не по Марксу. |
Улётный.
Есть, оказывается, так называемый аксиоматический метод в науке. Эмпирика по нему есть лишь следствие. Надо следствие предсказать и сравнить с реальностью. Если совпадают – хорошо.
Берём аксиому: Светлов был против отказа от Мировой революции. Следовательно, он был против традиционализма. Следовательно, был против классической литературы. Следовательно, был против трагедии, как высшего явления в классическом искусстве. Следовательно – против убийства авторами своих героев.
И о том говорит его стихотворение "Живые герои"?
Чубатый Тарас Никого не щадил... Я слышу Полуночным часом, Сквозь двери: - Андрий! Я тебя породил!.. - Доносится голос Тараса. Прекрасная панна Тиха и бледна, Распущены косы густые, И падает наземь, Как в бурю сосна, Пробитое тело Андрия... Полтавская полночь Над миром встаёт... Он бродит по саду свирепо, Он против России Неверный поход Задумал - изменник Мазепа. В тесной темнице Сидит Кочубей И мыслит всю ночь о побеге, И в час его казни С постели своей Поднялся Евгений Онегин: - Печорин! Мне страшно! Всюду темно! Мне кажется, старый мой друг, Пока Достоевский сидит в казино, Раскольников глушит старух!.. Звёзды уходят, За тёмным окном Поднялся рассвет из тумана... Толчком паровоза, Крутым колесом Убита Каренина Анна... Товарищи классики! Бросьте чудить! Что это вы, в самом деле, Героев своих Порешили убить На рельсах, В петле, На дуэли?.. Я сам собираюсь Роман написать - Большущий! И с первой страницы Героев начну Ремеслу обучать И сам помаленьку учиться. И если, не в силах Отбросить невроз, Герой заскучает порою, - Я сам лучше кинусь Под паровоз, Чем брошу на рельсы героя. И если в гробу Мне придётся лежать, - Я знаю: Печальной толпою На кладбище гроб мой Пойдут провожать Спасённые мною герои. Прохожий застынет И спросит тепло: - Кто это умер, приятель? - Герои ответят: - Умер Светлов! Он был настоящий писатель! 1927 |
Негативизм к трагедии, как к выразительнице антагонистического общества, отражается в белиберде сна, которую Светлов сообщает повествованию.
"Я" готов создавать принципиально другую литературу. Соответствующую новому обществу, неантагонистическому.
Но что Светлов видит? В новом обществе… В правящей партии, объявившей о строительстве этого нового… – Гонения на троцкистов, на других уклонистов… Задавливание самой демократии…
И, верный отражению жизни в произведении, лирический герой стихотворения впадает в "невроз". А что такое невроз? Это когда два противоречивых "хорошо" сталкиваются и надо выбирать, и это невозможно сделать. Старая история. Как и в прошлом, антагонистском обществе. Так что делает верный новому принципу "я"-автор? Героя убивать нельзя, пусть и в безвыходном он положении. – Значит, убить себя должен автор. Пусть и условно – в произведении же.
И что мы имеем? – 1) трагедия – это плохо. И 2) трагедия – это хорошо.
Так что ж хотело сказать подсознание Светлова?
Нехорошо само состояние, приведшее к спорам, как вести политику: разжигать Мировую революцию или строить социализм в отдельно взятой стране. Хорошо, чтоб не революция была Мировая, а эволюция. По Прудону, а не по Марксу.
Но такое могло шевелиться только в подсознании Светлова. Анархизм к тому времени уже был так опозорен, что путь этой идеи в сознание был запечатан.
То есть мы имеем старую историю: что лирическое "я" – не есть автор, что то, что вы читаете в художественном произведении, не есть то, ради чего оно создано, что художественный смысл – нецитируем, ну и что художественно – то, что рождается подсознанием.
28 октября 2014 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/245.html#245
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |