С. Воложин
Старушко. Дорога.
Художественный смысл.
Барокко – соединение несоединимого. |
Миг – и этого больше никогда не будет…
Я смутно мучаюсь.
У меня раз за разом получилось, вот, что ницшеанство – это дорога русских творцов к предательству России. Гребенщиков, Макаревич – ницшеанцы… Как-то по вероятности, что ли. Исповедующие другие идеалы, вроде больше застрахованы. А вот я наткнулся в тексте о поэтах-патриотах на имя Ольга Старушко. И одно стихотворение меня чем-то зацепило… Я его и перечитал странно – следя по гуглокарте, как только появлялось в тексте новое географическое название.
Дорога
Вещмешки никто не тронет. Южный вечер тих. Парни в форме на перроне курят на троих. За составом маневровый коротко гудит. Изредка роняют слово. Шлемы на груди. Шелестят стручки акаций. Кто-то из парней клонит ветку — подержаться как за руку с ней. Пятна тени, пятна света: тени глубоки. Медлит он, от ветки этой не отняв руки. Командир махнул: посадка, даже не сказал. Плитки выщербленной кладка. Дремлющий вокзал. Рассветёт — и поле в окнах: жирная земля, смуглый спеющий подсолнух, трактор, тополя. Что напишешь по-простому, чтобы не навзрыд? На платформах за Ростовом техника стоит. Дальше речка, за Аксаем цапли на песке, женщина идёт босая с удочкой в руке. Под вагонный стук да тряску отходя ко сну, глянь — собор Новочеркасска куполом блеснул. Что ты, ветер, тучи гонишь? Полегла трава. Будет за полночь Воронеж, поутру — Москва. Только сердцу нет покоя. Сердце, не боли. Докурили на Лихой и в Каменской сошли. Где они, теперь не скажут. В битве ли, в пути? Помолись, как видишь наших. Вслед перекрести. 2022 |
Оказалось, что ребята высадились где-то вблизи бывшей украинской границы. Лирическое “я” – это какая-то женщина, ехавшая в Москву, где-то на Кубани села в один вагон с ними и следила с болью в сердце за ними, которых никогда больше не увидит. И вам не ясно почему: потому ли, что те будут убиты на войне на Украине, или просто так. И рыдать хочется.
Я только теперь понял щемящую ноту в дневнике труднейшего похода в Сибирь в 1966 году, который вела моя будущая – через 4 года – жена (солдаты ехали возможно воевать с Китаем):
"Сели в поезд солдаты. Все красные, мокрые, со скатками, на них душно смотреть.
. . . . . . . . .
Подошли к нам ребята – солдаты. Сели, поют.
Очень хорошие ребята. Снова мне повезло ко дню рождения.
Они едут “туда”. Сорвали ветку сосны, поломали пополам. Обещали хранить до новой встречи. “Если мы вернёмся”, - сказали солдаты. Они очень хорошие ребята. Но они солдаты. Это твёрдое слово. Страшно не хочется, чтобы они были солдатами.
Мы обязательно выпьем, когда встретимся.
Когда встретимся”.
Вот и в 2022-м… Нет, прямо наоборот.
Я никак не мог понять, почему и чем меня зацепило это стихотворение. – Лёг животом на подоконник и стал думать.
Сперва – что тут неожиданное: тихая досада, что идёт война, а страна этого не ощущает.
Вещмешки никто не тронет. [Все зажиточные. Что там может быть в вещмешках у солдат? И люди – каждый к каждому – без внимания.] Южный вечер тих. [Неживая природа тем паче безразлична, что среди неё у людей происходит.] Парни в форме на перроне курят на троих. [Не роскошествуют. Как бы хотят – соответственно невниманию к ним окружающих – сами себя держать минималистски.] За составом маневровый коротко гудит. [Всё – само по себе. И нет взаимодействия.] Кто-то из парней / клонит ветку — подержаться как за руку с ней. [Робкая попытка пообщаться, хоть с природным чем-то.] – Лирическое “я” единственная, кто за солдатами душевно наблюдает издали.
А потом озарило. Это ж ницшеанский мотив неприятия Этого мира за его изменчивость. Всего лишь! И – ого, как много! Это ж против того, что время – течёт. Такое ж накатывает, если на Чехова, то из-за того, что он со своей чахоткой не знает, будет ли он жив завтра. Правда, и здесь похожее – война.
Вот те и на: она что, поэтесса, против войны этой справедливой?
Ни о какой справедливости речи нет. Зато лирическое “я” всей душой – гипербола прямо – с ними едет, их глазами видит, ими живёт, и молится за именно их, когда встречает потом других солдат.
Это столкновение. Полного отвергания Этого изменчивого мира с полным приятием трагизма Этого мира ради благого для всех того света христианства (оно тоже Вечность). – Сталкиваются две Вечности. И результат столкновения – мудрое соединение несоединимого (барокко).
Вот. Если я не ошибся, копаясь в себе.
Ницшеанство тут – только часть. Оно не результат. Оно не начало дороги к предательству России.
25 апреля 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZEfFb8DPnDzRF-ht
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |