С. Воложин
Спрангер. Геркулес, Дейанира и Нессус.
Художественный смысл.
Благое для всех сверхбудущее. |
Давненько не брал я…
Давненько не брал я тексты Киры Долининой для присобачивания отсутствующего в них рассказа, что этим хотел сказать художник.
Теперь очередь пришла к такой её заметке.
"19 ноября 1999
Хрестоматийная экзотика
Выставка “Шедевры западноевропейской гравюры XV–XVIII веков. От Шонгауэра до Гойи”, Государственный Эрмитаж
Название стандартное – так назывались когда-то выставки из Лувра или Метрополитен-музея, но оттуда в Россию уже давно десятками шедевры не присылают. На сей раз более ста великолепных работ извлечены Эрмитажем из собственных фондов. Некоторые из них не выставлялись ни разу.
Огромный Николаевский зал Зимнего дворца вместил сто двадцать семь первоклассных листов, способных самым исчерпывающим образом рассказать историю западной гравюры от готики до романтизма. Сначала – долгий и триумфальный путь восхождения. От первых, еще чуть скованных своим ювелирным прошлым листов германских и итальянских мастеров к гравюрам Дюрера, способным поспорить с его же живописью. От идеально выстроенных рафаэлевских композиций Раймонди до архитектурных фантасмагорий Пиранези. От композиций нидерландских маньеристов – заверченных в крутую спираль тел и облаков – до гениальной простоты офортов Рембрандта. После Рембрандта – спад: никакие новые техники даже самым лучшим художникам XVIII века не помогли сравниться с предшественниками. Историю гравюры перевернул Гойя – в неискушенной гравированием Испании он один за всех открыл ее новый век. Но с ним закончилась и эпоха искусства старых мастеров.
Отечественные музеи долго приучали нас к тому, что главное искусство – это живопись. Скульптура, конечно, рангом пониже, но тоже неплоха, привлекательны предметы царского быта и весьма соблазнительны драгоценные металлы и камни. Прочая графика – не более чем подсобный материал. Новая эрмитажная выставка спланирована как вызов этому положению вещей. Самые отборные имена и листы. Самый парадный выставочный зал. Все это должно начать в сознании публики реабилитацию графики как таковой.
Очень богатые музеи могут по-прежнему ставить на живопись. Но даже у очень богатых музеев число шедевров ограничено. Выходов здесь немного: или собирать со всего мира самые громкие вещи и делать супервыставки (очень дорого и уже не так модно), или строить выставки на оригинальной идее. Последнее чрезвычайно выгодно, потому что здесь не так важны сами вещи, сколько то, о чем они говорят.
Эрмитаж, не без борьбы, постепенно отказывается от привычной иерархии своих коллекций. Решили поискать шедевры в запасниках. Уже нашли место для знаменитых панно Боннара и Дени, вынули на свет Божий великолепные голландские, фламандские и французские рисунки, наконец, одарили выставкой гравюру. Это, конечно, компромисс – шедевры опять же не могут не иссякнуть, да и много выставок только на шедевральности не построишь. В беседе с корреспондентом “Коммерсанта” директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сетовал, что его музею не хватает выставочных идей. Идеи, похоже, стали искать. Обращение к графике здесь симптоматично – в музеях мира именно более дешевые и мобильные графические выставки являются основным полигоном для разработки новых выставочных проектов”.
В этот раз я прицеплюсь к словам: "композиций нидерландских маньеристов – заверченных в крутую спираль тел и облаков”, - и отвечу, зачем применена крутая спираль.
Бартоломеус Спрангер. Геркулес, Дейанира и Нессус. 1580–85.
"Опасаясь, что Геракл завел новую любовницу в Иоле, его жена Деянира дарит ему "рубашку" (на самом деле хитон), которая была запятнана кровью кентавра Несса. Умирающий Нессус обманул ее, заставив поверить, что она послужит зельем для обеспечения верности ее мужа. На самом деле, она содержала яд лернейской гидры, которым Геракл отравил стрелу, которой убил Несса” (Википедия).
Нессус – тот, кто лежит мёртвый, его кентаврская суть видна в шерсти ниже пояса. Отравленная рубашка – это, наверное, красное. Обрадовавшись красивому подарку, даже не надев его, Геркулес бросается лапать Дейаниру, не сняв колчан со стрелами, и она довольна. И ещё тут есть посланец Рока. Рубашка погубит Геракла.
А вообще всё не важно. Важно, что выражается “фэ” плотским излишествам не только темой, но и некрасивой (натуралистичной) правой ляжкой Дейаниры, деформированной под рукой Геркулеса мышцей adducter longus.
Формула идеостиля маньеризма такая же, как и для христианства: благое для всех сверхбудущее. Вызван стиль к жизни крайними непереносимостью безнравственности католичества и невозможностью это победить. Показ крайностей телесности (Геркулес возбуждает Деяниру, надавливая ей на сосок и беря в руки её промежность) взывает к нравственности, потерпевшей полное поражение не только в настоящем, но и (раз такое показано) в будущем, оставляя надежду только на сверхбудущее. Некрасивая же мышца не должна оставить сомнение в отрицательной авторской позиции к телесности.
А сомнение мыслимо. Ибо действие (вопль к аскетизму) рождает противодействие (вопль ко вседозволенности). И маньеризм раскололся на выражении противоположных ценностей. Но исторически первым (у Микеланджело) было “фэ” (гипертрофией мышц) вседозволенности. А “фэ” аскетизму взяло себе на вооружение буйство цвета.
Здесь явный акцент на повывернутости тел. Лицо Деяниры повёрнуто влево от неё, туловище – вправо, бёдра – опять влево. То же – с вестником. Геркулес ничем никуда не повёрнут, зато ноги и руки его – так и вьются.
В те годы (восьмидесятилетней войны католиков и протестантов), когда писалась картина, родной город Спрангера, Антверпен, был осаждён испанцами (июль 1584 — август 1585). А те – католики. И протестанты считали их безнравственными. Это добавляло резона художнику завертеть "крутую спираль тел”.
8 января 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/Y7rDj3_FfF1dBESW
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |