С. Воложин.
Современное искусство.
Смысл.
Нужно десятки вещей пересмотреть, чтоб наткнуться на что-то, о чём можно хоть два связных слова сказать. |
Соврис.
Не от слова “соври”, но что-то в такой ассоциации есть… Это я так сократил “современное искусство”…
Уже треть жизни, как я живу, можно сказать, на берегу какого-нибудь моря. А когда-то – не жил. И мечтой каждого отпуска было попасть на море, на пляж. И так, наверно, было у многих, потому что пляжи были полны. Даже такие огромные, как в Юрмале или Паланге. На юге – просто яблоку негде упасть. И это мною не воспринималось как нечто плохое. А наоборот.
Поэтому когда я, в хрущёвскую оттепель, в Ленинграде на какой-то выставке в каше мазков, отходя от картины, опознал ялтинский пляж с Ай-Петри на заднем плане,
то я воспринял пафос художника, как захлестнувшее его телесное счастье. Каша разноцветных мазков переднего плана (внизу) - это была разноцветная галька пляжа. Каша разноцветных же мазков второго плана (над первым) - это были люди в разноцветных плавках и купальниках, стоящие, сидящие и лежащие в разных позах, разные части тел которых под солнцем сверкали разными оттенками телесного цвета. Следующие планы были дрожью воздуха в жаре, создававшей мерцание всего. И эта дрожь была дрожью счастья. Надо было только не вглядываться, а смотреть вскользь, как бы проходя мимо. Я был горд собой: я впервые сам отнёс картину к стилю импрессионизма, сопережил это счастье абы какой жизни (именно абы какой: любой тесноты и жары). И накрепко запомнил.
А сейчас вспомнил, глядя на такой экспонат
Валерий Кошляков. Замок Ангела. 1994.
с 5-й Московской биеннале современного искусства. Биенна́ле (лат. bis — дважды + annuus — год) — выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года. Вспомнил потому, что опять узнал знакомую картину.
Щедрин. Новый Рим. Замок святого Ангела. 1825.
Да вот насколько щедринская картина шикарна, настолько современная отвратна.
Но я подумал, а нельзя ли их сравнять по глубине содержания?
Щедрин открыл для европейской живописи реализм. Реализм сменил романтизм, и это символизировало отрезвление от социальных залётов. Залётами были череда дворянских, но буржуазных революций в Европе после поражения Наполеона. Они были безнародные. Романтические герои хотели сами сделать всё в лучшем виде. И образом был тёплый колорит картин этого стиля гражданского романтизма.
Ипполито Каффи. Замок святого Ангела в Риме.
Но из-за безнародности все революции потерпели поражение. Отрезвление (что в мире правят великие нации с монархами во главе) потребовало противоположного колорита – холодного. Что и сделал Сильвестр Щедрин. И в чём его величие.
А нынче в Европе тоже к некоторым приходит отрезвление: общество ж морочат средства массовой информации. До фантастики. Переоденут убитых в бою сербов-военных в албанскую гражданскую одежду, выложат вместе с убитыми албанскими сепаратистами, и – сербы, мол, совершают массовые чистки по национальному признаку, и – бомбить Югославию. То же – с тиранами Хусейном, Каддафи, Асадом, и – бомбить Ирак, Ливию, Сирию. В Крыму референдум – так это не референдум. На Украине переворот руками фашистов – так практически нет там фашистов. Восстание против этих фашистов – так это Россия вторглась, и ату её. Белое – это чёрное. Чёрное – это белое. И большинство верит. И это бесит. – Так смазать изображение реальности!..
И вот перед нами произведение современного искусства… А?
- В 1994-м не было бомбёжки Югославии и всего иного.
- Ну и что? Была другая обманка. Демократия - это оболванивание большинства. Даже умные американцы так говорят. Когда в России слово "демократия" стали произносить как дерьмократия?
- Но сама идея замазать изображённое не нова. Малевич ведь как сделал свой знаменитый "Чёрный квадрат"? Первый, по крайней мере… - Он им зарисовал то, что было на холсте до того. Не знаю, пишут ли это под картиной. Если нет, то плохо. Знание процесса в данном случае добавляет понятность изображённому: всё - плохо. И если до замазывания, пишут, там были прямоугольники (в смысле - идеал метафизического пространства, т.е. без вещей в пространстве, то есть - идеал ницшеанства)… То после замазывания уже и этот идеал отвергался. И Малевич, получается, стал первым постмодернистом (пофигистом).
То есть у Кошлякова произведение не современного искусства, получается, а постмодернистского.
Или слово "пиар"… Стали ж под действием пиара избирать на должности мэров криминалитет с судимостями. Например: "в Подмосковье так вообще чуть ли не в половине городов и районов главами и мэрами были “братки”, не то что не скрывавшие, а едва ли не кичившиеся своим уголовным прошлым… простой русский обыватель менее всего склонен представлять себе “мир криминала” как царство какой-то анархии, вседозволенности и “антиобщественного поведения”. И сам по себе не склонен, и к тому же всевозможные печатные СМИ (типа популярнейшей некогда “Криминальной хроники”, всероссийской газеты), книги, отдельные специальные радиостанции (знаменитое “радио Шансон”), телепередачи и телесериалы постоянно убеждают его в том, мир криминала – это, наоборот, крайне упорядоченный мир. В этом мире, учат обывателя, есть свои власти – это “авторитеты” и “воры в законе”; есть свои съезды – это так называемые “сходки”; есть и твердые законы – именуемые “понятия”. Есть там и свой бюджет – он называется “общак”.
Самое интересное, что многим нашим провинциалам принципы функционирования “преступного мира” кажутся куда более ясными, понятными и прозрачными, чем сложные и запутанные законы “легального государства”, то есть той РФ, в которой мы все живем” (http://crimerussia.ru/gromkie-dela/63687-pochemu-rossiyane-gotovy-vybirat-vo-vlast-banditov/).
И вот.
Аниш Капур. Грязный угол. 2011–2015. Смешанная техника.
- Но этот Капур индус и живёт в Англии!..
- Ну и что? Обама сколько войн развязал? А ему авансом Нобелевскую премию мира дали ж? - Дали. Тот Нобелевский Комитет деньгами для премирования пользуется по преимуществу чьими? - Американскими. - Вот и… - Порядок. Кто платит за музыку, тот девушку и танцует. Бандитский порядок в однополярнм мире.
Но ещё более, по Капуру, достоин насмешки тоталитаризм.
Аниш Капур. Левиафан. 2011. Поливинил.
Как Ленин сказал на монархию в Российской империи: "Стена, да гнилая. Ткни и развалится"… Так и Капур (поскольку он этот свой дирижабль посвятил китайскому правозащитнику, арестованному в апреле и освобождённому в июне 2011 года). Китай, получается, таки сдался из-за протестов вне Китая. То есть страх тоталитаризма - мнимый.
Я только не знаю, что было с совестью Капура: он-то для плёнки построил стальной каркас. Куда какая прочная штука - как сама государственность Китая.
А вот ещё подколка, по-моему, тоталитаризму опять (в названии):
Луиза Буржуа. Маман. 1999. Бронза.
Фрагмент. Сак, содержащий мраморные яйца.
Ведь позитивное именование тоталитаризма - патернализм (отношение государства к своим гражданам, как к беспомощным детям, за которыми нужен глаз да глаз). А далеко ли от папы до мамы?
А вот - сомнение в человеческой сущности (если я не высосал из пальца).
Луиза Буржуа. Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?
В смысле, наверно, что надпись-то сделана на внутренней стороне державки зеркала, но если искусство (зеркало) есть выражение сокровенного (надписи для себя), то…
И ещё подколка. По-моему, недотроге.
http://www.afisha.ru/festival/photo/20065/787882/Виктория Марченкова. Розовое золото смотрелось на тебе прекрасно. 2015, кованое железо, металл с розовой позолотой, 25 Ч 25 см.
Обнять за талию девушку с таким поясом не захочется никому. Того ли она хотела?
А вообще, нужно десятки вещей пересмотреть, чтоб наткнуться на что-то, о чём можно хоть два связных слова сказать… И чтоб волновало – нет того.
27 сентября 2015 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/318.html#318На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |