Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Соснора. Всадники.

Художественный смысл.

Идеал трагического героизма – как же быть: время начинать самоуправляться пришло, а народ не готов.

 

Если долго мучиться, что-нибудь получится?

Начинаю писать с самозаданием: найти тот изъян того прогресса для Сосноры во “Всадниках” (1959–1966), из-за которых ему приходилось закусывать губу до крови (корёжить изображаемое

 

А кабацкая голь,

завшивевшая,

в парше голова

– из подглавки “Карачарово” [это родина Ильи Муромца]), чтоб прогресс всё же хвалить.

Первое подозрение (из-за достижения ядерного паритета в 1960-х годах), что идеал прогресса был настоящий социализм (с отмирающим государством в непроизводственной сфере), к которому в принципе уже можно было переходить от лжесоциализма (с тоталитаризмом), необходимого в 1920 – 1950-х годах из-за военной угрозы уничтожения страны. А что изъян? – Не необходимость ли автоматизации управления хозяйством (род тоталитаризма)? Как автоматические движения, обеспечиваемые подсознанием человека. Идёт и не думает, как переставлять ноги. Говорит и не думает о подборе слов. Животная жизнь. Традиционализм. Как не переродиться в потребителя, курс на что впервые официально взял Хрущёв? Отказавшись, по сути, от высокого идеала (образ – Илья Муромец) самосовершенствования человека… Есть ли с кем идти в самоуправление, в коммунизм? Не отбило ль гражданскую инициативу полувековое царствование тоталитаризма?

Карачарово

 

В Карачарове селяне —

крикуны.

Ох и любят они глотку

размять,

ох и любят помянуть под блины

новоявленного бога

и мать.

Соберутся в кабаке —

и в бока

заскорузлые ладони:

— Дуду! —

И закатят в кабаке трепака

под дуду,

да так,

что бревна

гудут

в кабаке.

А кабацкая голь,

завшивевшая,

в парше голова,

уворовывает яйца и соль,

огурцы и куропаток в рукава!

В Карачарове селяне —

крепыши,

бабы — пышки,

а детворня

кривонога, на ушибе ушиб,

испекает на угольях воронят

и, прищурив хитрющие ресницы,

преподносит воронят папашам:

— Вот попашете,

попьете из криницы,

и откушаете

уточки

с кашей...

Тут можно усмотреть столкновение противоречий. С одной стороны "кабацкая голь” перекликается с очень даже уважительным отношением к ней в былине “Илья Муромец и голи кабацкие”. Они его напоили вином вскладчину, добрые, когда он в Киев-град пришёл выручать князя Владимира в беде. Там это глас народа, который есть высший суд. Илья Муромец как-то нечаянно, со сна после выпивки (разбудили его грубо) отшвырнул от себя на пол чумака-целовальника, и тот умер от удара об пол. Чтоб его народ простил, он сделал другой скандал-грабёж и народ напоил вином. Князь Владимир не стал с народом спорить, ибо понял, что такая силища одолеет засевшего у него Издолище, что и произошло. Тон былинности у Сосноры отсылает к позитиву. А сюжет в его стихотворении о безобразиях этой голи кабацкой – к негативу. Столкновение этих противочувствий призвано выразить подсознательный идеал Сосноры типа трагического героизма – как же быть: время начинать самоуправляться пришло, а народ не готов. Он готов только вместе по пустому "глотку размять” против начальства ("новоявленного бога” для времени князя Владимира, только что крестившего Русь, и культа личности Хрущёва для времени создания стихотворения) и веселиться, а поодиночке – пакости делать друг дружке.

23 января 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y86pVASi6QmyNpMM

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)