С. Воложин
Соснора. Всадники.
Художественный смысл.
Идеал трагического героизма – как же быть: время начинать самоуправляться пришло, а народ не готов. |
Если долго мучиться, что-нибудь получится?
Начинаю писать с самозаданием: найти тот изъян того прогресса для Сосноры во “Всадниках” (1959–1966), из-за которых ему приходилось закусывать губу до крови (корёжить изображаемое
А кабацкая голь, завшивевшая, в парше голова |
– из подглавки “Карачарово” [это родина Ильи Муромца]), чтоб прогресс всё же хвалить.
Первое подозрение (из-за достижения ядерного паритета в 1960-х годах), что идеал прогресса был настоящий социализм (с отмирающим государством в непроизводственной сфере), к которому в принципе уже можно было переходить от лжесоциализма (с тоталитаризмом), необходимого в 1920 – 1950-х годах из-за военной угрозы уничтожения страны. А что изъян? – Не необходимость ли автоматизации управления хозяйством (род тоталитаризма)? Как автоматические движения, обеспечиваемые подсознанием человека. Идёт и не думает, как переставлять ноги. Говорит и не думает о подборе слов. Животная жизнь. Традиционализм. Как не переродиться в потребителя, курс на что впервые официально взял Хрущёв? Отказавшись, по сути, от высокого идеала (образ – Илья Муромец) самосовершенствования человека… Есть ли с кем идти в самоуправление, в коммунизм? Не отбило ль гражданскую инициативу полувековое царствование тоталитаризма?
Карачарово
В Карачарове селяне — крикуны. Ох и любят они глотку размять, ох и любят помянуть под блины новоявленного бога и мать. Соберутся в кабаке — и в бока заскорузлые ладони: — Дуду! — И закатят в кабаке трепака под дуду, да так, что бревна гудут в кабаке. А кабацкая голь, завшивевшая, в парше голова, уворовывает яйца и соль, огурцы и куропаток в рукава! В Карачарове селяне — крепыши, бабы — пышки, а детворня кривонога, на ушибе ушиб, испекает на угольях воронят и, прищурив хитрющие ресницы, преподносит воронят папашам: — Вот попашете, попьете из криницы, и откушаете уточки с кашей... |
Тут можно усмотреть столкновение противоречий. С одной стороны "кабацкая голь” перекликается с очень даже уважительным отношением к ней в былине “Илья Муромец и голи кабацкие”. Они его напоили вином вскладчину, добрые, когда он в Киев-град пришёл выручать князя Владимира в беде. Там это глас народа, который есть высший суд. Илья Муромец как-то нечаянно, со сна после выпивки (разбудили его грубо) отшвырнул от себя на пол чумака-целовальника, и тот умер от удара об пол. Чтоб его народ простил, он сделал другой скандал-грабёж и народ напоил вином. Князь Владимир не стал с народом спорить, ибо понял, что такая силища одолеет засевшего у него Издолище, что и произошло. Тон былинности у Сосноры отсылает к позитиву. А сюжет в его стихотворении о безобразиях этой голи кабацкой – к негативу. Столкновение этих противочувствий призвано выразить подсознательный идеал Сосноры типа трагического героизма – как же быть: время начинать самоуправляться пришло, а народ не готов. Он готов только вместе по пустому "глотку размять” против начальства ("новоявленного бога” для времени князя Владимира, только что крестившего Русь, и культа личности Хрущёва для времени создания стихотворения) и веселиться, а поодиночке – пакости делать друг дружке.
23 января 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/Y86pVASi6QmyNpMM
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |