С.Воложин.
Сологуб. Расстегни свои застёжки…
Художественный смысл.
Символистское благое сверхбудущее. |
Что вы прочли в стихах – не то, что хотел сказать поэт, если вы знаток и если произведение – неприкладного искусства.
Вот – одно из стихотворений серии “Багряный пир зари”, которая была опубликована в журнале “Золотое руно” (№ 2, 1908) .
Расстегни свои застежки и завязки развяжи. Тело, жаждущее боли, нестыдливо обнажи.
Опусти к узорам темным отуманенный твой взор, Закраснейся, и засмейся, и ложися на ковёр.
Чтобы тело без помехи долго, долго истязать, Надо руки, надо ноги крепко к кольцам привязать.
Чтобы глупые соседи не пришли на нас смотреть, Надо окна занавесить, надо двери запереть.
Чтобы воплей не услышал ни добряк, ни лицемер, Надо плотно оградиться глухотой немых портьер. |
Теперь обратите внимание, что лирическое “я” стихотворения (которое, кстати, не есть “я” автора, Сологуба, который бывал неоднократно и за ерунду жестоко бит мамой и сестрой и не только в детстве и который, выпуская серию стихов, подверг её "жесткой самоцензуре” – https://out-of-joint.livejournal.com/55199.html). Лирическое “я” – садист, считающий обычных людей, не садистов, за добряков или лицемеров, например, соседей, глупыми. У этого “я” есть один плюс: он правдиво описывает женщину, до степени жажды впавшую в любопытство от разговоров, что от побоев можно испытать сексуальное удовольствие. (В те – послереволюционные – годы определённые круги интеллигенции от общего настроения потерянности в такое любопытство впадало, что ярко проиллюстрировал Балабанов в фильме “Про уродов и людей” 1998-го, такой же потерянности, года.) Правдивость лирического “я” состоит в объективном описании психологических тонкостей жертвы бытовавшего поветрия: "Опусти к узорам темным отуманенный твой взор, / Закраснейся…”. – “Она” – знает, что это – извращение и стесняется. – Небезнадёжна по очень большому счёту.
Так зачем Сологуб всё так в этом стихотворении сорганизовал?
Затем, что вдохновлён на сочинение он был символистским идеалом спасения душ, схожим с пословицей: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. (На такое спасение душ очень негодовала, как я теперь понимаю, тогдашняя православная церковь. А теперешняя – тоже. Я это испытал на себе. Я когда-то решил узнать, каково отношение церкви к этой народной мудрости. Пошёл по попам. Оказалось, что им не всем разрешено разговаривать с мирянами на такие темы. Мне указали на одного, монаха в Свято-Успенском Патриаршем Одесском мужском монастыре, который имеет право и может ответить. Так я от его гнева еле ноги унёс. Он потребовал, чтоб я немедленно согласился креститься и покаяться.)
То есть подсознательный идеал Сологуба “сказал” подсознанию читателя, как обладателю этого подсознания спастись в душевной муке, если та его мучит. Чуткого человека это должно озарить. Но чутких мало бывает. О чём я сужу хотя бы по статьям об этом стихе, которые разоблачают их авторов как нечутких к настоящей поэзии, то есть той, что вдохновляема подсознательным идеалом.
27 ноября 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@narod.ru) |