С. Воложин
Соколов. Стихи из “Между собакой и волком”.
Вечно одинаковый художественный смысл
любого произведения искусства
|
Выражает вечно одно и то же: радость жизни саму по себе. |
Да здравствует Вейдле!
Если кто из сомневающихся, может ли он чувствовать стихи, почитает Вейдле, тот убедится в своём ничтожестве.
""Ты говорила: в день свиданья под вечно–голубым небом, в тени олив, мы лобзанья любви вновь, мой друг, соединим". Напечатано в строку, трижды переставлены слова; этого совершенно достаточно, чтобы убить очарованье. Оно убито, потому что уничтожен звукосмысл. Остался обыкновенный словесный смысл, - что о нем скажешь?.. Стоит, однако, хотя бы одной строке вернуть стиховое ее достоинство, т. е. напечатать и прочесть ее как стих, чтобы стали ощутимы и действенны ее "ни", "ив", "ви", "ли", "лю", "ло", и зазвучало бы волшебно.
В тени олив, любви лобзанья” (https://profilib.net/chtenie/103548/v-veydle-embriologiya-poezii-82.php).
Можно ли что-то подобное услышать тут?
3. ЗАПИСКИ ЗАПОЙНОГО ОХОТНИКА
ЗАПИСКА I
Впечатление
|
Оглянись! насекомых несметные Кавалькады все тянет на мед; Есть, однако, приметы заветные, Предвестившие лета исход. |
А? Эти "ни”, “на”, “не”, “ны”…
Неужели этого около-нет потребовала тема конца лета?
В конце этого стихотворения есть явные созвучия…
|
Впечатление есть, что кустарники Козыряют всей мастью червей, И кагор на дворе у бочарника Пьет когорта младых кустарей. |
Тут "кагор” - “когорта”. Впрочем, и "кустарники” - “кустарей”. То есть что-то вроде мастеров ручной работы, представляющих собою когорту, сплочённую не только общей выпивкой, но и общим нешаблонным отношением к своему труду. Против чего сплочены они? – Тут "кр” и "рк” много: кустариники – козыряют – кагор – бочарника – когорта – кустарей. – Какое тут соответствие с концом лета или чего другого? Кранты?
Больше всего меня поразило словоприменение "кожа луны” во втором четверостишии.
|
Не напрасно утрами янтарными, Что прозрачней, чем кожа луны, Мотылек шелкопряда непарного Вылетает на поиск жены. |
Не смог я ничего путного придумать. Наоборот, натуралистическую ошибку поэта обнаружил: "Бабочки появляются около середины или в конце лета; летают и спариваются, по вечерам, невысоко над землёй” (Википедия). – По вечерам, а не "утрами”.
Это сочинил Саша Соколов, которого относят к постмодернизму. То бишь нет ничего, достойного быть идеалом. Можно ли невозможность осмыслить кожу луны и натуралистическую ошибку отнести на такой большой счёт, как отсутствие идеала? Слово "напрасно” как раз тут подходит для искомого вейдлевского звукосмысла. Из-за "пр” четырёхкратного: напрасно – прозрачней – шелкопряда непарного… Есть такая пустоговорка: "ТЫР-ПЫР ВОСЕМЬ ДЫР - погов. Суета, беспокойство” (https://phraseologism.academic.ru/694/%D0%A2%D0%AB%D0%A0-%D0%9F%D0%AB%D0%A0_%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%95%D0%9C%D0%AC_%D0%94%D0%AB%D0%A0). Так может – если заметить звонкую “д” на глухую “т” – сюда можно и "тр” присоединить: утрами - янтарными? – Пустоговорка очень даже подходит постмодернизму…
Если несуразность кожи и утра кто-то не заметит, в следующем четверостишии ляп поочевиднее:
|
На базаре дешевка и сутолка. Бергамотных? Пожалуйста, есть. Ну, а если вы – птица, то куколку Колорадскую можете съесть. |
По принципу – в огороде бузина, а в Киеве дядька. – Взбрык против общей скуки из-за отсутствия идеалов в принципе. То же и со словом “сутолка” – оно местное владимирское. Да и за словом “бергамотные” мне пришлось лезть в интернет.
Но вейлевского звукосмысла тут нету. Не думать же, что "бр” из "базаре” породило "Бергамотных”. Наоборот – наличествует простейшая рифма "есть – съесть”, которую стыдно применять-то. Но что Саше с его пофигизмом…
Такой же раздрай и в следующем четверостишии.
|
Детство грусть сама есть. Вон, на пустоши Внуки дедушкин ищут табак, Шоколадницу ловят, капустницу И старинный поют краковяк: |
И тоже без звукосмысла. Он появляется опять только в следующем четверостишии: "бе”, “ба”, “бу”, “ба”, “бо”.
|
Вот умрет наша бедная бабушка, Мы ее похороним в земле, Чтобы стала она белой бабочкой Через сто или тысячу лет. |
В предпоследнем тоже есть – то же, что в первом, от НЕТ. Если я не ошибаюсь. И тогда то же можно высосать и в последнем.
|
Во саду обстоятельства прежние, Только астры цветут, а не мак, И стрекочет кузнечик небрежнее, И никем не беремен гамак. Впечатление есть, что кустарники Козыряют всей мастью червей, И кагор на дворе у бочарника Пьет когорта младых кустарей. |
Всё это было первым стихотворением прозаическо-стихотворного сочинения “Между собакой и волком” (1980). Мы видим, что не во всех четверостишиях есть звукосмысл. Это можно объяснить малым поэтическим талантом Саши Соколова. И можно проверить. В последнем стихотворении – поскольку оно последнее – звукосмысла должно быть не меньше, чем в первом. Я буду помечать как созвучия по такой известной таблице:
|
класс |
Т |
Ф |
Н |
Р |
С |
З |
Ч |
Ш |
К |
П |
Ж |
Ц |
|
согласные |
Д-Дь-Т-Ть |
В-Вь-Ф-Фь |
М-Мь-Н-Нь |
Л-Ль-Р-Рь |
З-Зь-С-Сь |
З-Ж |
Ш-Щ-Ч |
С-Ш |
Х-Г-К |
Б-Бь-П-Пь |
Ж-Ш |
Ц |
18. ЗАПИСКА, ПОСЛАННАЯ ОТДЕЛЬНОЙ БУТЫЛКОЙ
ЗАПИСКА XXXVII
Post scriptum
|
Увы нам, наш климат для нас нездоров, Т ут тянутся тучи цепочкой.На шедший Записки, на розе ветровПожги и развей мои строчки. Как сгинула некогда Амзтаракань, Т атарской оравы столица;Как вымрет когда-нибудь таракан, Что пасся у хана в косицах; Как в сильную оттепель тают следы Полозьев и лосей наброды; Как — столь же бесследно — пропали труды Народов и сами народы; Как после бутылки минует тоска, Нам душу шершаво потискав, Т ак — столь же бесславно — исчезнут пускайС чекушкою вместе Записки.Кому это нужно все — вот в чем вопрос, Зачем я, охотник-лохмотник, На лоне бытья заскорузлый нарост, С рамник, выпивоха и сводник,З аписки в верховьях реки сочинилИ сплавил в низовья куда-то… Напрасная трата свечей и чернил И силы теченья растрата. Какая досада: лета напролет Гуляешь, колядуешь лишку; Посмотришься в кружку — а ты уж удод. Хреново, худые делишки. Предзимье застало за штопкой мешка, Починкой мережи и бочки, Но знаю — набухнут исподтишка И лопнут настырные почки! Попробуй пожги только, дурья башка, Мои гениальные строчки. |
Сперва звукосмысл играет на тему “Нездоров”, потом на тему “веТРов” и “вымРеТ”, потом – “ТаюТ”, “беССледно”, “ТоСКа”, “РастРаТа”, “ДосаДа”, “лиШку”, “меШка”. – Негативное всё. Вообще я до сих пор понимал постмодернизм как пофигизм, т.е. без отрицательных эмоций. А тут – отрицательные. Ну что ж. Здесь – так. Но даже и на негативе звукосмысл играет. Радость жизни есть.
Если с натяжкой, то проверка получилась.
В статье “Открытие" мне удалось пристроить вейдлевский принцип короткодействия, так сказать, поэтичности. (Если длиннодействием – считать выражение художественного смысла целого произведения, другими словами – оставление следов подсознательным идеалом автора.) Это короткодействие поэтичности, получилось, выражает вечно одно и то же: радость жизни саму по себе. И я назвал её вейдлевской.
Такой вывод требует, чтоб и при отсутствии у автора чего-то, достойного категории идеала (у автора-постмодерниста), эта вейдлевская радость жизни сохранялась!
Если я не наделал ошибок, выше мне удалось показать, что так оно и есть.
22 апреля 2018 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6046.html
| На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |