С. Воложин.
Смирнов. Картины.
Развлекательный смысл.
Изошутки. |
Хвала наобуму
Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до крайности заумно, непонятно и есть подозрение, что просто лялякают, меня то и дело (но не чересчур часто) подмывает написать толкование, пришедшее в голову случайно. И вероятнее всего неверное. – Кто-нибудь прочтёт, озлится и напишет более толковое.
Например, в этой картине я сперва сумел не обратить внимание на её середину.
Смирнов. Утро в лесу. 2016. Холст, карандаш.
Разозлила, наверно, перекличка названия с шишкинским “Утром в сосновом лесу”. Тем паче, что сосны тут явно есть. И эффект льющегося света – тоже:
"Абсолютно белую пустоту наблюдаем лишь во внутренней рисованной раме работы “Утро в лесу”, однако окружающий ее лес между внешней и внутренней рамами превращает эту пустоту в льющийся на нас свет из-за деревьев” (https://new.cha.ru/products/1423/).
Как и Шишкин, Смирнов умудрился дать видимыми дали в… дебрях. Правда, наглым образом. Как насмешку. И всё я воспринял как изошутку. Дескать, горожане теперь совсем оторвались от природы.
За что я нарёк это продуктом целиком сознания и произведением прикладного искусства, здесь приложенного к возбуждению улыбки у зрителя. Правда, у догадавшегося зрителя. То есть здесь не просто изошутка, а изошутка-загадка. То есть уже выходящая за пределы искусства – в развлечение. Ибо догадка происходит "в действительности… а не как бы” (Узнадзе. Психологические исследования. М., 1966).
А вот – предположительно лялякание:
"Эта работа является частью проекта Тимофея Смирнова “РАМАнтика или РАМ-антик”, включающего 14 карандашных рисунков.
В возникновении этого проекта есть некий элемент случайности. Однажды художнику подарили две великолепные рамы, которые, будучи пустыми, концентрировали внимание на куске белой стены внутри самой рамы. Постепенно фрагмент пустоты внутри рамы приобретал смысл светлого бесконечного пространства бескрайнего мира. “Обрамление тотальной пустоты” - так Тимофей Смирнов сформулировал концепцию своего проекта. Сама же рама в этом контексте приобретает метафизический смысл окна, как выхода от автора в трехмерный мир за этим рамой-окном” (Там же).
Что тут можно понять, поднатужившись? – Что автор насмехается. Наверно, не над романтикой, а над вообще возвышенными идеалами, которыми в большинстве случаев вдохновлены обычные художники. То есть автор – ницшеанец. Схема взаимопревращения идеалов друг в друга демонстрирует эту генеральную оппозицию ницшеанства и всех остальных типов идеалов.
Века дают свои названия в общем повторяющимся типам идеалов. Так романтизм надо понимать на месте Барокко. Формула идеостиля Барокко – соединение несоединимого. Романтизм своим идеалом прекрасного внутреннего мира автора в пику ужасному внешнему как-то всё-таки мирит оба мира и тем походит на Барокко.
А формула идеостиля ницшеанства – метафизическое иномирие. Чем это отличается от "тотальной пустоты”? – Ничем. Значит, Смирнов ницшеанец. Ультратрезвый человек. Не верящий никаким благим идеалам. Романтизму в том числе (романтизм часто понимают как синоним возвышенного).
Остаются вопросы: адекватно ли это авторской интенции и, если адекватно, насколько автор это осознаёт (подсознательный ли это его идеал).
Может, другие работы цикла чем-то помогут?
Смирнов. Чемоданное настроение. 2016.
Перед нами рама в виде чемодана, которая обрамляет вид другого чемодана на фоне неба с прикреплённой к тому чемодану табличкой: ATTENTION LOSTAFOUND. Гуглоперевод: ВНИМАНИЕ НАЙДЕНО.
Понимай, авиакатастрофа – портфель-то найден на земле, а душа владельца улетела на небо. Обмануло чемоданное настроение. – Подтрунивание: человек предполагает, а Бог располагает. Изошутка.
Смирнов. Час Ы 2. 2016.
"Час Ы” это кавер-бэнд из Бахмута. Украина. “Ы” – специфически русская буква. Бунт… Будто что-то получится… Песочный – не замок – часы. Всё равно. Совершенно непрочно. Изонасмешка над идеализмом.
Смирнов. Валентинка. 2016.
Что и тут изонасмешка – чувствуешь. Над чем именно? Над тем, что изменилась любовь в век Hi-Tech. Кремниева. Рациональна.
Смирнов. М и Ж. 2016. Карандаш, бумага.
Если имеется в виду обозначение мужского и женского туалетов, то тут изошутка на тему подглядывания мальчиков за голыми женщинами через специально проделанные отверстия.
Смирнов. Частная жизнь. 2016.
Собственно, то же самое: подглядывание через щель в заборе. Там, довольно далеко, парочка загорает. Ничего особого, да и плохо видно. Изошутка.
А что пишет искусствовед?
"Но что есть пустота, она может рассматриваться как “нечто” и “ничто”. В работах автора присутствуют пустота – глухая черная, бездонная и абсолютная белизна, несущие в себе многочисленные смыслы. Рассмотрим представленные работы, как движение от черного к белому, из тьмы к свету. Для этого выстроим ряд: Чемоданное настроение>Час Ы 2>Валентинка>МЖ>Частная Жизнь 2> Фаберже ку-ку>Соляризация>Портретфэд > Дверца в Европу>Кокетка> Утро в лесу. Первые две работы как бы материализуют наше воображаемое метафизическое перемещение” (http://artuzel.com/content/ramantika-ili-ram-antik).
Всё же натяжкой выглядит "метафизическое перемещение” на фоне всех изошуток. Не шибко остроумных.
Ерунда это всё.
27 октября 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/hvala-naobumu-6179493dcfc4f46f734b6f5a?&
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |