С. Воложин.
Сислей. Картины.
Художественный смысл.
Хвала абы какой жизни. |
Настаиваю на формуле импрессионизма
Формулы идеостилей существуют. Общепринята гармония низкого и высокого для Высокого Возрождения. Не общепринята формула, предложенная Якимовичем, для барокко – соединение несоединимого. Для импрессионизма я предлагаю: хвала абы какой жизни. Хвала – светоносностью, абы какая жизнь – темой.
Поэтому я плохо отношусь к похвалам типа: "выглядит уютным местечком”, - когда оно выглядит зачуханным.
Сислей. Мост в Вильнев–ла Гаренн. 1872.
Когда зачуханное изображает салонная живопись, она местность идеализирует.
Кейн. Англия 19 век. Речной пейзаж с мостом и фермерским домом.
И тогда как-то вяжется определение: "выглядит уютным местечком, жизнь в котором течет неторопливо и счастливо”.
А мне пейзаж Сислея напомнил послевоенный Каунас. В 1948 году я там появился. Город, правда, не был разбит, и в начале, и в конце войны войска и фашистские, и советские его обошли. Город хоть и был до войны столицей Литвы, но я чуть не ахнул от похожести: точно так же выглядела дико заросшая набережная у Алексотского моста, вид на дом Наполеона.
Да и мазки какие – нарочито небрежные. Чем не абы какая жизнь? Но сияние, да, у Сислея сильнее.
Но за грубость картины импрессионистов не покупали.
А вот, казалось бы, и признание, что абы что изображается:
Сислей. Берег в Сен - Мамме. 1885.
"Берег здесь не заключен в раму деревьев на первом плане, а как будто случайно увиден в окно, которое и определило его границы. С правой стороны видна часть строения, почти целиком уходящего за край холста”.
Ерунда ерундой, короче. Глаза б не глядели. Особенно на это построенное не пойми что справа.
Не сравнить с салонной вещью,
Жан-Леон Жером. Летний вечер на озере. 1895.
где всё есть: и дерево на первом плане, как полурама, и не случайность кадра, а соответственного ценности того, что в нём – воплощению уюта.
Но. Сислея ж есть внутренняя установка хвалить (за что ни попадя)… – И:
"Пейзаж кажется безграничным, чувствуешь, что он не замкнут рамой картины…”.
А похвала, которую б надо отдать салонному художнику:
"…большая мягкость. Здесь нет резких цветовых контрастов. Там, где они могли бы появиться, художник смягчает их [Жером блеск воды уменьшает узостью этой полосы блеска]", -
похвала отдана как раз Сислею. И я б не согласился, что у того именно мягкость. Как раз наоборот – жёсткость: контраст основных цветов (синего и жёлтого).
Импрессионистов надо хвалить за отказ от темновидности в живописи, а не высасывать из пальца похвалы ради желания словами ублажить читателя.
15 августа 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |