С. Воложин.
Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке).
Художественный смысл.
Могучесть народа. |
Прав ли Репин.
Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком.
Шишкин. Мостик в лесу. 1895.
Не думать же про это,
Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). 1871.
имея в виду такое высказывание Репина:
"Невинный вроде бы пейзаж со старым мостом... Пусть живописен полусгнивший мост, это живописно, красиво. Но и служебная часть искусства не лыком шита: там слышно настроение гражданина” (Кира Долинина. https://www.kommersant.ru/doc/607514).
Никакой во второй репродукции не мостик, а просто положены несколько досок. Или всё-таки это о ней сказал Репин, раз "настроение гражданина” чувствуется именно в ней. Плюс гнилость досок во второй репродукции налицо, а в первой – не видно.
Есть такой парадокс: когда макушки деревьев не помещаются под раму, есть впечатление могучести леса.
А могучесть леса – это образ могучести народа. А ощущение “могучий народ”, когда почти все остальные передвижники плакали о несчастном народе, освобождённом от крепостного права без земли, это чутьё того в социуме, чего больше никто не чует, это реализм, это художественность, ибо ощущается вмешательство подсознательного идеала Шишкина о могучем русском народе. У Репина в “Бурлаках на Волге” (1873) то же, собственно. Вот он и среагировал соответственно на Шишкина. И в этом – достоинство Репинского художественного вкуса (хоть он и сослался не на него, а на "служебная часть искусства”, мол, - быть идеологическим). – Просто идеологичность тогда была в моде. Потому он ею и оперировал по форме. А по сути – не ею, ибо в моде было плакать о народе.
29 августа 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/prav-li-repin-5f4a5797687ed21d30aa3b36
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |