С. Воложин
Щербина. Стихи.
Прикладной смысл.
Усилить переживание порочности недемократической России. |
Когда Прилепин прав
Он принялся отвечать возразившей ему женщине, что он не прав, что на 200 деятелей культуры, поддерживающих СВО приходится 2000 не поддерживающих:
"…есть в России дюжина толстых журналов: “Новый мир”, “Знамя”, “Октябрь”, “Нева”, “НЛО” и так далее. Там обитает основная часть нашей литературы. Сказать вам по секрету, сколько публикаций было в этих журналах в поддержку спецоперации? Я отвечу, чтоб вы не искали. Ноль. ZerO. Появление подобных публикаций в этой среде априори исключено. Написавшего подобное просто выдворят из приличных литературных мест” (https://dzen.ru/a/YuPU6wCqfXz1r_X0?referrer_clid=1400&).
Это – конкретность, её, значит, можно проверять. И я бросился проверять. И он оказался прав. А я наткнулся на стихи, не поддерживающие. И решил проверить, не могу ли я о них сказать что-то плохое*.
Опубликовано в журнале Волга, номер 7, 2023
Татьяна Щербина
Сидят под камнем и нервничают, нахохленные, одичавшие, а какие были дрозды певчие! Опаздывавшие. И опоздавшие. . Была Москва содрогнувшаяся от взрывов. Текла слезами. Слухи – чего только не наслушаешься, а в Рязани сахар с глазами. . Все убывали последовательно, разными способами отправленные, расследовали расследователи, но были вскоре отравлены. . А потом надоела точечность, пуантилизм, захотелось эпического, чтобы упрочить прочность, порочность трагикармическую. . Земля стала минной, скрежещущей, в богах только Марс обезлюдевший. Все забегали, ищут убежище, вход, отверстие, форточку в будущее. . А кукуи, под камнем засевшие, голосят и рычат по-медвежьему, все в округе считают их лешими, а они себя – прежними, прежними. июнь 2023 |
Могу. Судя по эзоповому языку, это произведение, рождённое целиком от ума (без подсознательного идеала, не данного сознанию автора, от чего рождаются первосортные произведения – неприкладного искусства). То есть– прикладное искусство, предназначенное тут, чтоб усилить эмоцию ненависти к своей плохой родине.
"сахар с глазами” – это, наверно, вкуснятины, сделанные из съедобного воска.
"кукуи” – тут, наверно, инородцы, в смысле иноагенты.
1-е четверостишие. – Про трусливых оппозиционеров, съеживавшиеся со страха, когда началась зачистка перед началом СВО. (Надо возвращаться к стихотворению, чтоб проверить, правильно ли я растолковал.)
2-е четверостишие. – Про нетрусливых, которых заставили замолчать репрессивные органы. Взрывы – это иносказание: персональные репрессии, объявление иноагентами. Удирали от этого из столицы в провинцию.
3-е четверостишие. – Про то, что удравших тоже вскоре достали.
4-е четверостишие. – Объявили СВО, чтоб несистемная, так называемая, оппозиционеры сама удрала за границу.
5-е четверостишие. – Про процесс этого удирания.
6-е четверостишие. – Про то, как самые смелые иноагенты остались принципиальности ради, дураки.
С герба срывается осатаневший орел, по пню долбит офонаревший дятел, кто-то из них на мир неподвластный зол, кто-то просто спятил. Я же – всенощный мраковед, что не может найти, где включается свет. На пути арестанта-рассвета мрак, прописанный как диета. Есть рассол, но я же не огурец, а из крана течет крантец. май 2023 |
"крантец” – капец.
Нормальный мир, не подвластный России, - демократия. На Украине – тоже. Россия не стерпела. Прописала ей мрак-войну. А лирическое “я” – пессимистка. Украине, считает, капец, а “я” не утешитель.
От старости зубы спилились, и глаз потерял остроту, усох во мне трепетный ирис, заветрилась слава труду. . Но дело не в ношеной жизни, а в том, что уходит на дно мой мир, атлантидой отчизны, где быть иль не быть – все равно. . Уехать-остаться, молчаньем, злым рыком ли выть на луну, жизнь стала к себе примечаньем, всемирно уйдя на войну. . Захлопнулись ставни, заборы закрыли границы, простор. Расправы, разрывы, раздоры и деда несносного вздор. апрель 2023 |
Можно уже не разжёвывать. Читатель приобрёл навык. Всё то же: пессимизм лирического “я” из-за ухода ельцинской (демократической) России в путинскую (авторитарную).
И т.д. и т.п.
Скууучно!
Вспомнилось из “Психологии искусства” Выготского… Он открыл глаза, что басни Лессинга не художественны: в них всё ясно и “в лоб”. И только Крылов, противоречиями и недопонятностью, возвысил басню до художественности.
1 октября 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZRjXJm0-H1bKq4Ih
*
- Графоманство.- Нет, ну это не графоманство. Смотрите, какое рокотание в последнем четверостишии (12 р!):
захлопнулись ставни, забоРы закРыли гРаницы, пРостоР. РаспРавы, РазРывы, РаздоРы и деда несносного вздоР. |
Или преобладание согласных (52) над гласными (34). Как у Радищева о невозможности революции в России: ВоСВеТ РаБСТВа СВеТ ПРеТВоРи (17: 8). Или это сгущение Ы: злЫм рЫком ли вЫть на луну. Или как здорово сказано про отсутствие гражданской ответственности в виде оппозиционности: “где быть иль не быть – все равно”. Эта ассоциация с отсутствием неравнодушных гамлетов. А ещё эхо парономической революции во времена перемен (в серебряный век и в хрущёвскую оттепель):
Опаздывавшие. И опоздавшие. расследовали расследователи … упрочить прочность,порочность… |
14.10.2023.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |