Щербина. Стихи. Прикладной смысл.

С. Воложин

Щербина. Стихи.

Прикладной смысл.

Усилить переживание порочности недемократической России.

 

Когда Прилепин прав

Он принялся отвечать возразившей ему женщине, что он не прав, что на 200 деятелей культуры, поддерживающих СВО приходится 2000 не поддерживающих:

"…есть в России дюжина толстых журналов: “Новый мир”, “Знамя”, “Октябрь”, “Нева”, “НЛО” и так далее. Там обитает основная часть нашей литературы. Сказать вам по секрету, сколько публикаций было в этих журналах в поддержку спецоперации? Я отвечу, чтоб вы не искали. Ноль. ZerO. Появление подобных публикаций в этой среде априори исключено. Написавшего подобное просто выдворят из приличных литературных мест” (https://dzen.ru/a/YuPU6wCqfXz1r_X0?referrer_clid=1400&).

Это – конкретность, её, значит, можно проверять. И я бросился проверять. И он оказался прав. А я наткнулся на стихи, не поддерживающие. И решил проверить, не могу ли я о них сказать что-то плохое*.

Опубликовано в журнале Волга, номер 7, 2023

Татьяна Щербина

 

Сидят под камнем и нервничают,

нахохленные, одичавшие,

а какие были дрозды певчие!

Опаздывавшие. И опоздавшие.

.

Была Москва содрогнувшаяся

от взрывов. Текла слезами.

Слухи – чего только не наслушаешься,

а в Рязани сахар с глазами.

.

Все убывали последовательно,

разными способами отправленные,

расследовали расследователи,

но были вскоре отравлены.

.

А потом надоела точечность,

пуантилизм, захотелось эпического,

чтобы упрочить прочность,

порочность трагикармическую.

.

Земля стала минной, скрежещущей,

в богах только Марс обезлюдевший.

Все забегали, ищут убежище,

вход, отверстие, форточку в будущее.

.

А кукуи, под камнем засевшие,

голосят и рычат по-медвежьему,

все в округе считают их лешими,

а они себя – прежними, прежними.

июнь 2023

Могу. Судя по эзоповому языку, это произведение, рождённое целиком от ума (без подсознательного идеала, не данного сознанию автора, от чего рождаются первосортные произведения – неприкладного искусства). То есть– прикладное искусство, предназначенное тут, чтоб усилить эмоцию ненависти к своей плохой родине.

"сахар с глазами” – это, наверно, вкуснятины, сделанные из съедобного воска.

"кукуи” – тут, наверно, инородцы, в смысле иноагенты.

1-е четверостишие. – Про трусливых оппозиционеров, съеживавшиеся со страха, когда началась зачистка перед началом СВО. (Надо возвращаться к стихотворению, чтоб проверить, правильно ли я растолковал.)

2-е четверостишие. – Про нетрусливых, которых заставили замолчать репрессивные органы. Взрывы – это иносказание: персональные репрессии, объявление иноагентами. Удирали от этого из столицы в провинцию.

3-е четверостишие. – Про то, что удравших тоже вскоре достали.

4-е четверостишие. – Объявили СВО, чтоб несистемная, так называемая, оппозиционеры сама удрала за границу.

5-е четверостишие. – Про процесс этого удирания.

6-е четверостишие. – Про то, как самые смелые иноагенты остались принципиальности ради, дураки.

 

С герба срывается осатаневший орел,

по пню долбит офонаревший дятел,

кто-то из них на мир неподвластный зол,

кто-то просто спятил.

Я же – всенощный мраковед,

что не может найти, где включается свет.

На пути арестанта-рассвета

мрак, прописанный как диета.

Есть рассол, но я же не огурец,

а из крана течет крантец.

май 2023

"крантец” – капец.

Нормальный мир, не подвластный России, - демократия. На Украине – тоже. Россия не стерпела. Прописала ей мрак-войну. А лирическое “я” – пессимистка. Украине, считает, капец, а “я” не утешитель.

 

От старости зубы спилились,

и глаз потерял остроту,

усох во мне трепетный ирис,

заветрилась слава труду.

.

Но дело не в ношеной жизни,

а в том, что уходит на дно

мой мир, атлантидой отчизны,

где быть иль не быть – все равно.

.

Уехать-остаться, молчаньем,

злым рыком ли выть на луну,

жизнь стала к себе примечаньем,

всемирно уйдя на войну.

.

Захлопнулись ставни, заборы

закрыли границы, простор.

Расправы, разрывы, раздоры

и деда несносного вздор.

апрель 2023

Можно уже не разжёвывать. Читатель приобрёл навык. Всё то же: пессимизм лирического “я” из-за ухода ельцинской (демократической) России в путинскую (авторитарную).

И т.д. и т.п.

Скууучно!

Вспомнилось из “Психологии искусства” Выготского… Он открыл глаза, что басни Лессинга не художественны: в них всё ясно и “в лоб”. И только Крылов, противоречиями и недопонятностью, возвысил басню до художественности.

1 октября 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZRjXJm0-H1bKq4Ih

*- Графоманство.

- Нет, ну это не графоманство. Смотрите, какое рокотание в последнем четверостишии (12 р!):

 

захлопнулись ставни, забоРы

закРыли гРаницы, пРостоР.

РаспРавы, РазРывы, РаздоРы

и деда несносного вздоР.

Или преобладание согласных (52) над гласными (34). Как у Радищева о невозможности революции в России: ВоСВеТ РаБСТВа СВеТ ПРеТВоРи (17: 8). Или это сгущение Ы: злЫм рЫком ли вЫть на луну. Или как здорово сказано про отсутствие гражданской ответственности в виде оппозиционности: “где быть иль не быть – все равно”. Эта ассоциация с отсутствием неравнодушных гамлетов. А ещё эхо парономической революции во времена перемен (в серебряный век и в хрущёвскую оттепель):

 

Опаздывавшие. И опоздавшие.

расследовали расследователи

упрочить прочность,

порочность…

14.10.2023.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)