Сент’Элиа. Рисунки. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Сент’Элиа. Рисунки.

Художественный смысл.

Гармония низкого и высокогшо.

 

Вижу повторение Высокого Возрождения

у иных футуристов.

 

…привести к согласию среду и человека.

Сент’Элиа

Признаться?

Пока я не пришёл к возможности написать это название и эпиграф, я не стал статью писать.

Приходил я с трудом.

Апофеозность рисунков Сент’Элиа

Сент’Элиа. Индустриальное здание с угловой башней. 1914.

Бумага, чернила, чёрный карандаш, акварельные краски.

Сент’Элиа. Электростанция. 1914.

Бумага, синие чернила, чёрный карандаш.

Сент’Элиа. Авиационный и железнодорожный вокзал с фуникулёрами и лифтами на трёх уровнях дороги. 1914.

Чертёжная бумага, чёрные чернила, сине-чёрный карандаш.

Сент’Элиа. Многоквартирный дом с наружными лифтами, галереей, крытыми проходами на трёх уровнях улицы (трамвайный путь, автомобильные полосы, освещённые пешеходные тротуары и беспроводной телеграф). 1914.

Бумага, чёрные чернила, чёрный карандаш.

сбивала меня с толку.

Толк по-моему – это возможность отнести данные произведения к одному из малого числа подсознательных идеалов автора. Пока я не обратил внимание на нудную подробность технических нюансов в названии последней репродукции, мне подобрать подходящий из ограниченного перечня идеалов не удавалось.

Забивало впечатление какой-то идеальности, что ли.

Я, грешен, даже примерил на Сент’Элиа романтизм. Дюссельдорфская ж школа специализировалась на изображении таких красот пейзажных, что лично мне аж завывать от восторга хочется. Ультракрасота! Что в качестве странности укладывается в объяснение подсознательности идеала прекрасного внутреннего мира своего у романтика, в ужасе бегущего от страшного внешнего мира в прекрасный внутренний мир себя-дорогого.

Но мне не удалось при запросе в поисковике: “горе Сент’Элиа” и “личное несчастье Сент’Элиа”, - ничего найти. И пришлось от романтизма отказаться.

И только материальная низость, так сказать, этих лифтов, трамвайных путей, пешеходных тротуаров, железнодорожных и авиационных вокзалов и т.п. вдруг меня озарила. – Это ж половина (низкое), готовая сталкиваться с другой половиной – вознесённостью духа и строений (высокого), сталкиваться в нашей душе, чтоб рождать третье переживание, подсознательный катарсис, который переводится в слова формулой идеала типа Высокого Возрождения – Гармония низкого и высокого.

Впервые патент на железобетон взят в 1854 году. Но только в ХХ веке, веке прогресса, он стал широко используемым. И открывшим гигантские возможности для строительства. Естественно, что научно-техническая революция вдохновила в связи с ним и художников.

Я вот только не знаю, правильно ль Сент’Элиа называют футуристом. Ведь те очень и очень (из-за всяческих угрызений совести, связанных с прогрессом и над кем-то победами) отступали от натуроподобия. Искажали натуру. А тут никакого собственно искажения. Почти такие здания уже стали строить.

США начала 20 века в фотографиях.

7 января 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/viju-povtorenie-vysokogo-vozrojdeniia-u-inyh-futuristov-5ff76935af142f0b17d0d513

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)