С. Воложин
Саврасов. Зимний пейзаж
Художественный смысл
Ницшеанство. |
Хотите посмеяться надо мной из-за Саврасова?
Роясь в интернете, меня загипнотизировала такая картина.
Саврасов. Зимний пейзаж. 1871.
Я глянул, что написано под репродукцией – ого! – Знаменитое имя…
Потом, пробуя вспомнить, что меня поразило, я заподозрил, что совершенно ж неожиданные тёплые тона в небе ближе к горизонту и розовые тона слева в углу. – Это при мёртвом-то свете луны!
С натуры это явно не рисовалось. Ночь же. Значит, или по памяти, или нарочно, неожиданности ради.
Ещё вопрос вот: мне мерещится или нет, что в двух окнах хаты брезжит красноватый свет? Свеча, наверно.
Дымок из трубы чуть виден.
А вообще – всё мёртво вокруг. Оцепенело от сухого мороза.
М! Как чувствуется сила потоков лунного света! Хоть он не изображён.
Или шибает по подсознанию контраст красоты природы и убогости хаты, покосившейся, хилого плетня. (Деревьям зимой быть корявыми можно, а хижине и забору – нет.)
Я вспомнил об этой притче во языцех про плач передвижников над несчастным народом, освобождённым от крепостного права без земли, и что-то не почувствовал у Саврасова тут этого плача.
Что я о нём писал (а писал же), я не помнил. Спросил на своём сайте. Там всё есть и тщательно организовано расположение. Открыл первое в списке. – Оказалась книга “Учитесь не верить” комментариев к книге Александра Бенуа “История русской живописи в XIX веке” 1899 – 1902 годов. На той странице открылось, где была сводная таблица картин, в которых мне – в пику Бенуа – удалось увидеть “текстовые” противоречия и угадать, что они такое значат. На строке Саврасова было написано по клеточкам: “Непритязательность” - “Величие (из-за далей)” - “Русскость” - “Ницшеанство”.
Опа!
И тогда мне пришёл в голову заголовок этой статьи. Потому что мало того, что теория художественности по Выготскому (сочувствие + противочувствие = в чём-то подсознательный катарсис → осознание его в акте последействия искусства) никем – ни-кем! – не применяется… Но и ницшеанство почти никем не додумывается – за осознаваемой его частью: вседозволенностью и сверхчеловеком – до части подсознательной: бегство из скуки Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, в пику тому свету христианства с того Царствием Божиим для прощённых душ, бесплотных.
Смешной заумью это всё представляется.
Вот я и решил предложить читателям посмеяться.
21 ноября 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |