Сардан. Радиолокация. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Сардан. Радиолокация.

Художественный смысл.

Благое для всех сверхбудущее.

 

Подозрение

Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из окружающей действительности в негативную несусветность стали экспрессионисты и ницшеанцы разного рода: постимпрессионисты, фовисты, кубисты… И всюду была некая жёсткость в их живописи. Даже у позитивных (они воспевали прогресс) футуристов сохранялась эта некая жёсткость (прогресс же – с изъянами, вот и приходилось, как бы закусив губу до боли, прогресс воспевать). Футуристы разные научные достижения брали себе для оптимизма. Например, Хлебников был одним из считанных нескольких человек во всей России, кто ознакомился и понял специальную теорию относительности. А в ней нет направленности времени. Всё! Он ухватился… Его мучило поражение русских в Цусимском сражении. И… (Безумие!) Он – и глагола такого не подобрать – прицепил к этому своему знанию теории без стрелы времени мечту о каком-то воскресении погибших моряков.

Бобэоби

 

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй — пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

1908

Заумь была тем самым закусыванием губ до боли, ибо его мучило, что лишь несколько человек на планете поняли специальную теорию относительности: как же ему впрямую выражать свою надежду на прогресс?

А революции в физике шли одна за другой, намекали на какое-то иное видение мироустройства. Специальная (1905) и общая (1915) теория относительности, ядерная структура атома (1911), волновая природа рентгеновских лучей (1912), квантовая теория атома водорода (1913), квантованные уровни энергии в атоме (1914). В макромире этому аналог был в свободе воли. Но – очень смутно.

И на науку опирались, мол, и большевики. Но акцентировали, пусть и в макромире, не свободу воли, а Порядок. И это выглядело прогрессом. Футуристы и на это прореагировали корёжением натуроподобия (тем самым закусыванием губы до боли). Их вариант незапятнанного прогресса, мол, вот-вот и прорвётся в жизнь под их призывами (как потом у хрипящего из последних сил Высоцкого “вот-вот и взойдёт”).

Но – из-за вездесущей периодичности – явились люди и не такого жёсткого склада, а как недавние символисты…

Сардан был музыкант. А в музыке есть диссонансы и консонансы… И, если закрыть глаза на возникшую тогда модернистскую музыку, то гармония в музыке преобладает. Так что, - подумалось Сардану (позволю себе предположить я), - если сейчас в жизни как бы преобладают диссонансы (мировая война, революция, гражданская война, желание после неё строить какой-то лжесоциализм), а в физике ТАКИЕ открытия, предполагающие какое-то иное устройство мира, - что если в каком-то сверхбудущем (по-символистски, а не вот-вот, как у футуристов) всё в мире станет хорошо? С помощью науки. То есть жёсткость остаётся (наука ж не расплывчата). Но это – возврат символизма по сути.

Сардан. Радиолокация. 1928.

Ясно, что советская власть почуяла, что такое чем-то не советским вдохновлено. И прекратила это безобразие.

13 августа 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/7064.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)