С. Воложин
Саенс. Разговор
Образный смысл
Художник, духовная элита общества, считает остальных людей общества ничтожествами по сравнению с собой. |
Как ненужный музей сделать нужным
Музей Ралли (что в Израиле). “По замыслу хозяина музея между экспонатами и зрителями не должно быть посредников, поэтому в музее нет экскурсоводов” (http://pani.zosya.haifainfo.ru/Muzei_Ralli.html). А я, было, размечтался, что, если мне удастся сказать несколько осмысленных слов о какой-нибудь картине из этого музея, то их напечатают и повесят возле этой картины. – Не выйдет.
А жаль. Потому что прав оказывается охранник, сказавший, что это – никому не нужный музей. Это и видно по поведению посетителей. Все довольно быстро проходят мимо экспонатов. Читать надписи у картин можно только понимающим иврит и испанский. А и они, уверен, не добавляют “понятности”. Полно картин современных, абстрактных и тому подобных. Ясно, что они ничего “не говорят” обычному человеку. По большому счёту далёк от истины и тот, кто разберёт, что за библейский сюжет иллюстрирует тот или иной художник, живший несколько веков тому назад. Потому по большому счёту, что у художников – особенно крупных – не принято просто иллюстрировать, а принято “сказать” нечто своё. Так если тут – крупные художники, то люди, что были тут, что не были – один результат.
Мне что-то “шепнул” Саенс. Antonio Lopez Saens. Conversacion. 1991. “Разговор” в переводе.
Несколько шикарно одетых мужчин и женщин наслаждаются обществом друг друга. Где-то ярким днём. Они не обременены обязанностями. Может, золотая молодёжь. И насколько с любовью выписан материал, фактура, складки той одежды, в которую каждый облачён, насколько проступает чувственное удовольствие художника от этих пышущих здоровьем тел под одеждой и на оголённых местах, настолько ничтожно малы и буквально безлики их лица. Разговора в “Разговоре”, собственно, нет. Этим духовным ничтожествам не о чём говорить в буквальном смысле слова. Они, если что и могут сказать, то только банальность.
Но как шикарны ткани, как могуче прекрасны в естественности своей позы, тела, пусть и преувеличенные.
Мысль, что это значит, мелькнула сразу: художник, духовная элита общества, считает остальных людей общества ничтожествами по сравнению с собой.
Но смелость эту мысль написать я обрёл дома, посмотрев в интернете на другие подобные картины Саенса.
Весна в Масатлане
Три женщины
Тут люди одеты попроще.
И тут у меня возникла мысль, что художник нарисовал, как высоко оценивают себя все эти люди. И из низов – рыбаки – и другие.
“Всегда довольный сам собой, / Своим обедом и женой”, - как ёрничал Пушкин над ограниченными помещиками из своего сословия. Но с тех пор прошло почти два века. Массы вышли на подмостки истории. Армии стали массовыми, производство – тоже, потребление – соответственно. Низам стало аж не совсем просто отличить себя от верхов. И – они преисполнены гордости. И самое ценное и понятное – это их тела.
Но что такое сам художник, если он нарисовал в подобном стиле больше чем эти три найденные в Интернете картины?
Эти три нужны (лично мне) для того, чтоб распространить художническую иронию и на высшие слои общества, помня о “Разговоре”. Но вдруг он их создал больше…
Мне удалось, с помощью текста Кандинского, понять первую абстрактную картину Кандинского (см. тут). Но зачем он нарисовал все остальные в подобном стиле, я уже не понял: он же всё “сказал” уже первой…
На первой производственной практике, учась в институте, мне пришлось работать за токарным полуавтоматом. Я через два дня понял, что разнообразия в труде рабочего нет. И тихо порадовался своей судьбе, что я буду инженером, и мне такое однообразие не грозит. Ошибся. И конструктором работая, я считал три четверти работы рутиной. Ну пусть я был совковым инженером, тиражировавшим техническую отсталость. Но.
А вдруг и у художников, мнящих себя элитой, что-то подобное? Только они за собой не замечают… И похожи на этих саенсовских бюргеров…
И вдруг Саенс и над собою усмехается?
1 июня 2013 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://club.berkovich-zametki.com/?p=6148&cpage=1#comment-21590
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |