Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Роом. Обыкновенный фашизм.

Клофт. Третий Рейх в цвете.

Сенцов. Гамер.

Прикладной смысл..

Исключительность (тоталитаризма, фашизма) это плохо для Роома и хорошо для Клофта и Сенцова.

 

Предатели России оставляют всё же русский след

Он состоит в нечестности. А та – от неглубокого вживания в ценности нерусские, в западные, в исключительность, высшее положение относительно других людей. Русские ж претендуют лишь на уникальность, не отказывающую в иной уникальности и другим, и даже охотно уступают Западу цивилизацию, оставляя себе душевность. То есть соглашаясь на вторичность в цивилизованности.

Например, если на Западе теперь на словах против гитлеровского нацизма, то недопроникшийся западными ценностями укронацист, стесняется похожести волчьего крюка “Азова” на эмблему дивизии СС “Рейх” и говорит, что это ""Iдея Nації" и это всего лишь I наложенная на N… "давньоукраїнський правопис" [буквы “Н”]" (https://pikabu.ru/story/ne_prosto_volfsangel_azov_ispolzuet_vorovannuyu_simvoliku_7197501). Тогда как настоящие укронацисты (буквально вчера смотрел в прямом эфире рассказы пленных азовцев, что означает та или иная татуировка на их теле), - настоящие укронацисты показывают, что они переплюнули Гитлера. Тот не успел создать новую религию вместо христианской, а эти успели. Сделали из скандинавского язычества. Воин, погибший в бою, попадает в Вальхалу, небесный чертог, где вечный пир. Поэтому азовцы смерти не боятся-де, а, наоборот, стремятся умереть именно в бою. Ритуалы у них с пролитием собственной крови. И т.д. и т.п.

Язычество вообще мужественней христианства. Исповедующий первое повелевает с помощью ритуалов, а исповедующий второе преисполнен самоуничижение перед Богом. Как бы раб. Это мешает, вообще-то, западной исключительности, поэтому Запад понемногу отказывается от своего христианства. И укронацисты в этом впереди планеты всей. И только недозападники ещё стесняются, что есть русский след предателей русскости.

Вот я разбирался недавно с несколькими стихотворениями Вольтской. Она ненавидит русскость за непохожесть той на западные ценности. Так и при всей её искренности, мне удалось её подловить на слабине. Не в стихах, правда, а в прозе. Она прошлась насчёт отсталости русской. Нормально, казалось бы, для предателя. Ан нет: ей понадобилось соврать. Бараком назвать таможню на границе с Грузией (куда она удрала). – Благо, конкретность можно проверить интернетом. И я её поймал. Но. Как низко пала… – А всё из-за недовживания в западную исключительность. Ей всё ещё по-русски больно за русскую бедность, так чтоб разбередить рану бедности (чтоб переродиться в самоощущении в богатую), ей пришлось просто наврать про бедность.

А вот другой предатель – кинокритик Антон Долин (удрал в Латвию):

"У меня есть такая маленькая страничка в биографии: я участвовал в качестве эксперта защиты на судебном процессе в Ростове над Олегом Сенцовым, украинским режиссером, который был по абсолютно смехотворным показаниям обвинен в терроризме и посажен в России в тюрьму на 20 лет <…> Почему я ездил в Ростов? Должен был быть эксперт-кинокритик, который бы объяснил суду, что наличие на полке (слушайте меня внимательно!) при обыске дома у Сенцова видео с фильмом "Обыкновенный фашизм" не является подтверждением того, что Сенцов - фашист. Вы понимаете, да? У него проводили обыск, хотели найти взрывчатку - не нашли, нашли фильм "Обыкновенный фашизм". Значит - он фашист. То есть это просто переворачивание с ног на голову” (https://newsland.com/post/7570294-kinokritik-anton-dolin-rossiia-prozhivaet-gnusnuiu-i-unizitelnuiu-tragediiu).

Надо ли объяснять, что суд проявил редкостную компетентность, заподозрив, фильм Роома (1965) таким же, как его же фильм (см. тут) “Строгий юноша” (1935), запрещённый за то, что был сатирически против проектности касательно воспитания новых людей. Через 30 лет, в вегетарианский период репрессий в СССР, закрыли глаза, что это фильм не против фашизма (как это выглядело внешне), а глубже – против советского тоталитаризма. И нацист Сенцов вполне мог учиться у Роома, как ему, Сенцову, маскировать выпады против РФ, наследницы СССР юридической, и – по Сенцову – духовной: фашизм-де в РФ. Маскировать так, что б удалось, как и Роому, чтоб будущий фильм Сенцова не был запрещён в РФ. А он, Сенцов, хохотал бы внутренне.

Или вы, читатель, тут расхохочетесь, что, дескать, я себе позволяю: клеветать на Роома?..

А вы пересмотрите “Обыкновенный фашизм”.

Вы посмотрите на неаккуратные потёки краски в названии фильма на первой же минуте.

Кому больше характерна халатность: русским или немцам?

Первые кадры иллюстрируют: "Поразительно разнообразен человек”. И скрытой камерой сняты люди (это советские люди), ждущие, а потом и дождавшиеся, вывешивания списков студентов, поступивших в какой-то пединститут. Роом демонстрирует свой пафос естественности, незаорганизованности. Как полифония. Все заняты одним – найти себя в списках и стать счастливым. А тем не менее у всех это на лицах выражено по-разному. Много мелодий и… слитность их звучания.

До меня во второй инстанции пересказа дошёл рассказ нашего главного инженера, какое у него было впечатление от зала, перед которым он выступал в какой-то заграничной командировке: у всех – своя оригинальность. Не то, мол, что у нас на партийных собраниях: словно один и тот же человек сидят все.

А в фильме продолжается видеорассуждение, что у меня мама самая красивая.

Это про уникальность или про исключительность?

Если и про исключительность, то про какую-то неагрессивную. У всех есть мамы. Никому не нужна чужая.

И – монтаж: фашист целится из винтовки в затылок бегущей от него маме с ребёнком на руках (а у того падают на ногах штанишки; он писал, наверно). Фотография. Другой фашист это сфотографировал на память. И выстрел. И много-много трупиков детских. И взрослых. Только-только из газовой камеры вывалены. Тоже на память снимок.

""Германия превыше всего! - написано на этом столбе. - Германия надо всем”. На фоне ограды концлагеря.

А я вспоминаю Эренбурга, который нарвался на укорот.

Убей

 

Как кровь в виске твоем стучит,

Как год в крови, как счет обид,

Как горем пьян и без вина,

И как большая тишина,

Что после пуль и после мин,

И в сто пудов, на миг один,

Как эта жизнь — не ешь, не пей

И не дыши — одно: убей!

. . . . . . . . . . . .

1942 г.

Ну где ж похожесть тоталитаризмов? – Занесло меня?

Не занесло. Дальше идёт похожесть массового порыва. Где жизнь одного ничего не стоит, так же, как в нацистских концлагерях. – Дурманящий массы вождизм.

Монтаж. Гитлер приехал к некому зданию и садится на почётный стул. Ну и про Сталина есть такое же: зовут его на почетное место фотографироваться с колхозниками на съезде колхозников. Чем не параллель - почётные места? Параллель - в моём восприятии -и особое отношение людей к главным книгам “Моя борьба” и “История ВКП(б). Краткий курс”. Параллель - и начало биографий, связанное с политической борьбой. Оба решили себе стать первыми лицами в избранных ими политических партиях (Сталин для этого аж псевдоним особый подобрал, у Гитлера тоже была неблагозвучная фамилия). Оба умели работать с людьми. Далее Роом иронизирует над массовой культурой в Западной Европе. Но она же, массовая, бушевала и в СССР. А параллель ли репрессии властей по отношению к тем, кому не нравится что-то в стране? - Почему нет?

При словах: "Превратить человека в дикаря, причем превратить его в дикаря в торжественной обстановке”, - произнесённых за кадром при факельном шествии, мне напомнили скрыто трагическую в 1987 году сцену из рассказа С. Антонова “Васька” (1987): “вспомните антоновскую анатомию ее души на всенародной встрече, устроенной в Москве челюскинцам. Чего ПОБЕДУ пережила в какой-то миг кулацкая дочь Васька? Не победу ли все того же “высшего собственнического чувства”? (Я вспоминаю слова Энгельса, что коммунизм освобождает всех людей, освобождает даже капиталистов.) И если Антонов этот миг высветил столь впечатляюще (по-моему, это у него образчик высочайшей прозы), повторяю, если Антонов дал это ТАК, то, может, это его идеал, идеал его – сегодняшнего, а заодно – идеал тогдашнего Мити и подспудный идеал Васьки. А может – и идеал всего поколения и, уж во всяком случае,- стахановцев. А – позвольте перефразировать – идеал, овладевший массами, становится реальной силой, не мифической” (самоцитата). Роом говорит за кадром про факельные шествия: "В чём подлинный, глубинный смысл этих спектаклей? Ну да, они демонстрировали мощь нового порядка”. – И в СССР демонстрировалась мощь нового порядка. – Так это то самое, чему Роом в 1935 году со скрытой злобой сопротивлялся. И теперь сопротивляется. Только под видом ехидства над побеждённым фашизмом.

У Роома словно отбило ум, и он не понимает, что ненавистный ему централизм не только чуть не привёл Германию к победе, а СССР – просто к ней привёл. Или его можно понять: в 1965 уже был достигнут ядерный паритет с США, и можно было уже от тоталитаризма отказываться и возвращаться к настоящему социализму (с постепенно отмирающим государством {а когда отомрёт - наступит коммунизм})…

Но реалии в СССР демонстрировали обратное (начались реформы Косыгина, окольный путь {под названием конвергенция социализма с капитализмом}) к краху лжесоциализма в СССР, и… Роом рвал и метал… критикуя, мол, фашизм.

А Сенцов рвал и метал на РФ, неумолимо возвращающуюся к какому инобытию СССР. Было чему и у кого учиться.

А фильм длится и параллели – тоже. В Германии били по признакам демократии, а в СССР - по оппозициям всяким. (Я не последователен, то ужасаясь глупости Роома, не понимающего, что централизм был спасением в скорой войне, то восхищаясь его предвидению в 1965-м краха страны и строя, всё-таки обеспечившего невиданный рывок в царство Справедливости. Не последователен. Ну что мне с собой делать?)

Наверно непоследовательность самого Роома, была способом обойти цензуру. Сенцов этому и учился: лупить по централизму как по азиатчине РФ, во имя сладкого слова Свобода, которая опять стала гибельна для России.

Германия опустилась в ночь сомнительной культуры, но и культура в СССР после провала хрущёвской оттепели взяла курс вниз, в тягомотину, названную застоем. А лженаука о сортах людей, вполне параллельна культурной темени 90-х годов, которые можно было предвидеть и в 1965-м, зная, что культура капитализма (куда пошли под флагом конвергенции) сильна тем, что она, так сказать, обслуживает интересы ниже пояса.

Мне надоело следить за параллелями.

Главное: я не верю такой эстетической глубине суда над Сенцовым, чтоб он смог эти параллели заподозрить и для того предложить защите пригласить киноведа, чтоб тот эти параллели обнаружил или нет - для определения, фашист кинорежиссёр Сенцов или нет. У него к тому времени был один фильм, “Гамер” (2011). Вот по нему-то, наверно, и пытались судить. Есть там исключительность, позволяющая всё или нет.

По-моему, есть. Отмороженный – так называют главного героя. Он такой и есть. Он выше всего окружающего. Как бы витает где-то в выси. Из таких, по-моему, и становятся фашисты с мечтой о Вальхале.

А Долин просто наврал про “Обыкновенный фашизм”. Чтоб насолить России. Что и есть его русский след, как не сумевшего проникнуться ценностью Вальхалы и потому гадящего по мелочи.

Можно проверить, наврал он или нет: посмотреть репортажи о ходе судебных заседаний день за днём. В каждом Find-ом искать: “Долин”. Если нет – можно ничего не читать и переходить к следующему дню.

Первое заседание было (21 июля 2015 - https://zona.media/online/2015/21/07/sentsov-nachalo), Долина нет. На втором (26 июля – его описания нет) – Долин вряд ли может оказаться – рано. На третьем (27 июля - https://zona.media/online/2015/26/07/sentsov-2) Долина нет. Четвёртое (29 июля - https://zona.media/online/2015/29/07/sentsov-3) – Долина нет. Пятое (31 июля - https://zona.media/online/2015/31/07/sentsov-afanasev) – Долина нет. Нумерация файлов спутана (наверно, нарочно, чтоб не лазили чужие, слишком любопытные). Основали платформу – участницы группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алёхина. Те ещё фигуры. 4 августа - https://zona.media/online/2015/04/08/sentsov-dokazatelstva-tkachenko - Долина нет. 4 и 5 августа - https://zona.media/online/2015/04/08/sentsov-burakovsky - Долина нет. 7 августа - https://zona.media/online/2015/07/08/sentsov-svideteli-zashchity. Долин, наконец, есть.

"Адвокат Сидоркина просит допросить Антона Долина, эксперта фонда поддержки отечественной кинематографии. Необходимость его допроса обусловлена тем, что в квартире Сенцова как вещдоки были изъяты фильмы “Третий Рейх в цвете” и “Обыкновенный фашизм”, которые обвинение представляло в обоснование связей Сенцова с праворадикалами”.

Первое враньё Долина в том, что он говорил только об “Обыкновенном фашизме”. А что такое “Третий Рейх в цвете”?

"Год производства 1998

Страна Германия

Режиссер Михаэль Клофт

Сценарий Михаэль Клофт” (https://www.kinopoisk.ru/film/667747/).

Так это ж совсем другой коленкор. – Кто такой Клофт?

""Майкл Клофт считается ведущим экспертом по современной истории и нацистам на немецком телевидении. Его постановки снова и снова устанавливают новые стандарты...”” (Машинный перевод. Википедия).

Старые стандарты были – осуждение нацизма, значит, новые – оправдания. – Естественно обвинению предполагать, что такое чревато обоснованием "связей Сенцова с праворадикалами”. А не неестественно, как наврал Долин выше.

Но смотрим описание фильма:

"Этот фильм был смонтирован спустя десятилетия после окончания Второй Мировой войны на основе подлинных цветных кадров с пленок военных кинооператоров и операторов-любителей, и представляет собой компиляцию очень редких, часто нигде не демонстрировавшихся, кадров. Вы увидите “в цвете” военные парады, эпизоды из мирной жизни, редкие кадры почти всех военных кампаний, в которых принимала участие германская армия с 1939 по 1945 годы, действия пехоты, флота, танковых отрядов и авиации, съемки известных нацистских лидеров, кровавые свидетельства преступлений фашизма, кадры из освобожденных концентрационных лагерей. Мы все привыкли представлять историю той минувшей войны в черно-белом цвете” (https://www.kinopoisk.ru/film/667747/).

То есть возможна поправка: он эстетизирует нацизм, а не прямо оправдывает. Но это недалеко до оправдывания.

А теперь вернёмся к заседанию суда:

"— Мне уже сейчас про него все хочется посмотреть, — широко улыбается судья. — Столько регалий! Но давайте определимся, для чего нам нужен этот эксперт.

Защитники Динзе и Сиодоркина объясняют, что он должен пояснить, что это за фильмы, которые были изъяты у Сенцова и охарактеризовать их. Динзе отмечает, что у Сенцова было много фильмов найдено, но именно “Третий Рейх в цвете” и “Обыкновенный фашизм” были отдельно выделены следствием и запечатаны в отдельный конверт”.

То есть не "не является подтверждением того, что Сенцов - фашист”, как наврал Долин, а всего лишь "выделены следствием и запечатаны в отдельный конверт”.

То есть следователь явно не знал, что это за фильм (“Обыкновенный фашизм”). Он молодой, наверно. И не слыхивал про него.

Но – в суд:

"— Я вам без всякого специалиста могу сказать, что наличие данных фильмов не может свидетельствовать о наличии у человека фашистских взглядов. Поверьте мне, государственный обвинитель вменяемый человек, — говорит о себе в третьем лице прокурор Ткаченко.

. . . . . . .

После выступления кинокритика судья Михайлюк принял решение исключить приобщенные следствием фильмы из числа предметов, имеющих значение для уголовного дела”.

То есть Долин, если б был честным, не должен был говорить то, что я процитировал выше.

16 апреля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZDxpwLQgY3LU7J8I

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)