С. Воложин
Родионов. В электричке
Художественный смысл
Автор хочет вырваться из ненормальности бегством вперед, через как бы еще большую ненормальность в нормальность. |
Небезнадежно?
Нет, ребята, все не так!
Все не так, ребята!
В. Высоцкий
Попробуем разобраться…
Лотман пишет: "Никаких языковых неожиданностей в нормальном акте говорения не должно быть. В поэзии дело обстоит иначе — самый ее строй информативен и все время должен ощущаться как неавтоматический".
Теперь начнем читать Родионова [ http://topos.ru/article/179 ].
В ЭЛЕКТРИЧКЕ
В электричке - капли на оконном стекле,
Пассажиры заняты транспортным флиртом,
Вверх ногами висит на стене
Реклама борьбы со спиртом.
Тут кроме "правильности" рифмы "флиртом - спиртом", похоже, все-все есть нарушение ожидания поэтичности. От длины стиха до редкостной в быту замены водки спиртом и потому невероятности агитации против именно его – вместе с неподходящестью самого слова "реклама" (ассоциирующегося скорее с продажей алкоголя, чем наоборот). Вместе с неуместностью самого названия сборника - "Нормальные люди".
Не нормальность тут воспеваются. Но с таким насыщенным нарушением нормальности строя говорения, что, кажется, автор хочет вырваться из ненормальности бегством вперед, через как бы еще большую ненормальность в нормальность.
Он сел напротив меня,
Трехголовый, я сразу понял, что свой.
Из сказочного леса на три дня
Прилетел погулять выходной.
Лечение подобным. Как гомеопатия. Как опохмелка.
Или нет. Там же помалу принимают. Терпеливо. Долго. А тут – не зарвемся, так прорвемся. Похоже, ва-банк пошел человек.
Первых два стиха (по 12 слогов) задают одну инерцию. Вторые (9 и 8 слогов) в четверостишии ее нарушают. Общая картина до пробельной строки со слогами такая:
12 12 9 8 |
7 11 10 9 |
9 7 15 10 |
7 9 10 10 |
13 11 11 12 |
11 13 12 16 |
12 11 18 9 |
12 11 10 15 |
Хаос. Но надцать слогов все же, в общем, выдерживается. – Есть надежда, что прорвемся…
Не будем занудами с проверкой. То же и со всеми другими поэтическими уровнями.
Я, зацикленный на признаке художественности по Выготскому, поначалу было думал, что это обычное "в лоб" - а потому-де нехудожественное – выступление представителя богемы во имя утверждения индивидуалистического идеала вседозволенности, созвучного российской эпохе реставрации капитализма. Но, оказалось, нет. – Тут наоборот. Всенародный позыв вырваться из того дерьма, куда страна вступила. Бегство – вперед. Как в атаку на врага, поливающего наступающих огнем.
Финал "В электричке" симптоматичный:
Да так ли это важно - то, что было когда-то,
Капли продолжали стучать и стучать за окном,
Выхожу, а на вокзале везде плакаты:
"Добро пожаловать в Москву!" - и лопата с говном.
Горечь. Горечь, когда ж кончится это противоречие!..
А раз горечь – все небезнадежно.
22 мая 2006 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.topos.ru/article/4694 (прокрутить немного)
На главную страницу сайта | Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |